ПАРОЛЬ: ФАРШИРОВАННАЯ РЫБА

15 августа 2000 в 00:00, просмотров: 215

Все это напоминало национальный еврейский праздник или массовый сбор по случаю отъезда очередной группы репатриантов в Землю обетованную. Звучала национальная музыка, остро пахло кошерной пищей и особенно фирменной фаршированной рыбой, вдоль стен тянулись столы со справочной литературой: "Работа в Израиле", "Жилье в Израиле" и т.д. Гости бросались друг к другу с такой радостью, как будто не виделись сто лет. Ну еще бы не праздник — повод для сбора еврейской диаспоры в ЦДХ был как раз очень праздничный: не каждый день в Москву приезжают работы израильских художников. А тут и вовсе — впервые к нам приехал Союз художников Израиля, то есть произведения семерых его действительных членов. Мы-то по-простецки были уверены, что союзы художников — чисто наша находка. И вот, поди ж ты, в Земле обетованной, оказывается, творческая интеллигенция шла параллельным путем. Мириам Гамбурд, куратор выставки и единственная среди ее участников бывшая "наша", назвала ее "Игра света и игра тени" — в качестве ассоциации с изречением "сыны света и сыны тьмы" из найденных в пещерах Мертвого моря кумранских свитков, и не выставила ни одной своей работы из соображений этики, несмотря на то что сама скульптор и когда-то закончила знаменитое Мухинское. Впрочем, кажется, главной идеей Мириам было не следовать заданной теме, а показать московской публике уровень и разнообразие израильского изобразительного искусства. И показала. Семь серьезных художников, весьма известных в Израиле, выходцев из разных стран, в большинстве своем получивших художественное образование в Европе. Юваль Шауль (единственный из участников выставки, приехавший в Москву лично — кроме, естественно, самой Мириам) представил серию работ, сделанных из коровьих шкур с нанесенными на них афоризмами. Рядом — графика Юфера Лалуша, выходца из Туниса и ученика самого Сезара. Колоритные фотозарисовки Песи Гирш в ультрарелигиозном квартале Иерусалима соседствуют с фотографиями Нехамы Гилан, которая накладывает на фотоизображение тексты из священных книг. И тут же три работы маслом Хавы Раухер — безжалостное откровение старого обнаженного женского тела. Судя по именам, художнице позировали пожилые женщины из бывшего Союза. Как говорится, всего понемножку. А ведь еще недавно в Израиле была популярна идея некоего "плавильного котла", где бы из всех завозившихся в страну традиций варилась бы собственная израильская культура. Видимо, до осуществления этой еврейской мечты еще далеко, настолько разные в Москву привезены художники. Кстати, об этой идее вспомнил новый директор Израильского культурного центра в Москве Ёси Тавор, который был впервые представлен московской публике на открытии выставки "Игра света и игра тени", которая будет проходить в ЦДХ по 28 августа.



Партнеры