“ЕСЛИ МОРЯКИ ЖИВЫ — ОНИ СПАСУТСЯ...”

Капитан 1-го ранга запаса Юрий БАРКАЛОВ, бывший подводник, ныне ответственный сотрудник Министерства судостроительной промышленности: — Меры по спасению экипажа подводной лодки "Курск", принимаемые на данный момент, я имею в виду "колокол", являются самыми оперативными. Учитывая ограниченные запасы воздуха на лодке, их применение абсолютно оправданно. Но кроме "колокола" на вооружении российских ВМС имеются и автономные спускаемые аппараты, которые уже приступили к работе. Автономный спускаемый аппарат представляет собой мини-подлодку. Он пристыковывается к тому же люку, что и "колокол", идентичным способом. Использование этих аппаратов повышает шансы на спасение экипажа. Спускаемые аппараты более мобильны, управляются экипажем из трех человек и способны более точно состыковаться с аварийным люком лодки. К тому же для более точной стыковки аппарата с люком можно опустить на корпус лодки водолазов, которые вручную направят аппарат для стыковки. Спасательный аппарат способен эвакуировать до 25 человек (на пять человек превышает возможности "колокола"). Скорость подъема этих аппаратов также несколько выше. Такие аппараты имеют только три страны мира — Америка, Великобритания и Россия. То, что первоначально при спасении подводников "Курска" был использован именно "колокол", объясняется его оперативной доставкой к месту аварии. Сейчас на месте аварии работают практически все имеющиеся на вооружении флота средства спасения. Возможно использование для спасательных работ и подводных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2", находящихся на исследовательском судне "Академик Келдыш", — тех самых, что участвовали в киносъемках "Титаника". Однако они не оборудованы для работ по спасению экипажа и могут быть использованы лишь для обследования подлодки. К тому же привлечь "Миры" к спасательным работам невозможно теоретически — до 18 августа, когда на лодке закончатся запасы кислорода, "Келдыш" не успеет подойти к месту аварии. Возможны также еще два варианта спасения экипажа. На самой лодке имеется всплывающая камера, расположенная в рубке. Но ее использование затруднено креном лодки, которая практически лежит на боку. Камера срабатывает лишь в идеальном положении — когда лодка стоит на киле. У каждого члена экипажа есть также индивидуальный спасательный костюм, при помощи которого люди могут самостоятельно подняться на поверхность через аварийные люки или торпедные аппараты. Но для этого необходимо выбросить спасательные буи, привязанные канатом к корпусу лодки (этого по непонятным причинам не произошло). На канате через каждые 30—40 метров имеются узлы, у которых члены экипажа должны останавливаться во избежание кессонной болезни. Мне кажется, что обстановка на лодке не столь критическая, раз экипаж оставил себе последний шанс на эвакуацию в индивидуальных спаскостюмах. Шансы поднятия самой лодки, на мой взгляд, очень высоки. На такой глубине это не вызывает никаких затруднений. Достаточно сказать, что для поднятия "Комсомольца", затонувшего на глубине более 1000 метров, уже была разработана программа, однако лишь из-за недостатка финансирования проект не был доведен до конца. Вполне реально поднять лодку и вместе с экипажем, однако из-за недостатка запасов кислорода на это уже нет времени.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру