ГЕНЫ И ДОЛИ СЕКУНДЫ

На беговую дорожку Олимпийского стадиона в Сиднее вышли спринтеры. В этом году квалификационное время для мужчин в беге на сто метров равнялось 10 секундам. По современным меркам это не ах-ах. Тем не менее такой барьер уже оставил за бортом многие страны. Мало того, ни один спринтер белой, испанской или азиатской расы никогда не выходил из 10 секунд на стометровке! Нетрудно было предсказать, что финалистами в беге на 100 и 400 метров будут исключительно спринтеры африканских стран или африканского происхождения. Нетрудно было предсказать и то, что это обстоятельство будет замалчиваться комментаторами. Дело в том, что на расовые проблемы олимпийскими властями наложено строжайшее табу. Человека, нарушившего это табу, зовут Йон Энтин. Он автор недавно вышедшей книги, ставшей бестселлером, под вызывающим названием — "Табу: почему черные спортсмены доминируют в спорте и почему мы боимся говорить об этом". По словам одного негритянского ученого, "Табу..." — это книга, которой все верят, но которую никто не осмеливается цитировать". Поскольку я никакими олимпийскими клятвами не связан, могу, даже не хвастая особой смелостью, совершить этот "подвиг". Базовый тезис Энтина весьма прост: определенные народы и даже их небольшие группы доминируют в определенных видах спорта потому, что обладают врожденными преимуществами. Так, например, африкано-американские атлеты доминируют в американском спорте, ибо бегают быстрее и прыгают выше белых или желтых. Никаких сенсационных откровений в этом нет. Достаточно обратиться к баскетболу, футболу (американскому), легкой атлетике. Табу накладывается не на само это явление, а на его интерпретацию. "Правильной" интерпретацией считаются факторы культуры и среды; "неправильной" — расовые факторы. Сам Энтин отнюдь не отбрасывает первые два. "Конечно, — говорит он, — черные спортсмены всегда лепят себя под влиянием среды. Они должны выступать лучше белых, чтобы преуспеть. Им всегда приходится прилагать больше стараний. Но говорить, что их на это толкает исключительно бедность, значит, грешить против истины. Майкл Джордан вышел из зажиточной семьи. Грант Хилл и Кен Грифери — дети спортивных суперзвезд. Один из величайших спринтеров — Доновен Бейли — был преуспевающим биржевым брокером, но пожертвовал финансовой карьерой в погоне за олимпийским "золотом". Как можно успех этих и многих других спортсменов объяснять желанием вырваться из объятий нищеты?" Но не принижает ли расовый фактор индивидуальные достижения спортсменов, их волю, мастерство, самоотдачу? На этот вопрос Энтин отвечает отрицательно. "Из 500 самых лучших показателей на стометровке 498 принадлежат спринтерам западно-африканского происхождения, — говорит он. — Но это совсем не означает, что у спринтеров, принадлежащих к другим расам, отсутствуют воля, мастерство, самоотдача. Субтильная разница состоит в том, что при равенстве воли, мастерства и самоотдачи гены черных спортсменов дают им определенные преимущества". Проблема табу, нарушенного Энтиным, не столь проста, как может показаться на первый взгляд, и отнюдь не ограничивается только спортом. В течение столетий бытует взгляд, что негры — "сексуальные чемпионы", но с отсталым умственным развитием. За последние десятилетия к сексу приплюсовали еще и спорт. По словам Энтина, он пытается "разрушить эти стереотипы, оправдывающие подлинный, а не мнимый расизм. Речь идет не о превосходстве одной расы над другой в той или иной области, а об их разнообразии". Для иллюстрации своего тезиса Энтин приводит Кению. Население этой африканской страны составляет всего 28 миллионов человек. Тем не менее она эпицентр и инкубатор стайеров — бегунов на длинные дистанции. В данный момент кенийцам принадлежит одна треть всех лучших показателей в стайерском беге. "Их успех нельзя приписать факторам культуры или среды, — утверждает Энтин. — Ведь до начала 80-х годов бег вообще не пользовался никакой популярностью в Кении. Но вот уже в 1988 году на Олимпийских играх в Сеуле кенийцы завоевали "золото" в беге на 800, 1500, 500 метров и в 3000-м стипль-чезе. Если принимать во внимание население Кении, то шансы достичь такого доминирующего положения у нее были один на 1,6 миллиарда!". Потрясающая статистика! Более того. Чудо произошло не во всей Кении, а лишь в ее небольшом районе Нанди в долине Грейт-Рифт, прилегающей к озеру Виктория. Население Нанди составляет полмиллиона человек, то есть 1/2000 населения всего земного шара. Тем не менее жителям Нанди принадлежат невероятно звучащие 22 процента всех рекордов на длинные дистанции! Энтин называет Нанди "величайшей концентрацией неограненных спортивных талантов на нашей планете". Объясняется этот феномен природными качествами легких и определенной группы мускулов жителей Нанди, которые, взятые вместе, дают редкий сплав энергетики и выносливости. Но это отнюдь не означает, что кенийцы из Нанди — "сверхчеловеки", предупреждает автор "Табу...". Нандийцы — генетические марафонцы, но зато они абсолютно беспомощные спринтеры и футболисты, поскольку не обладают взрывной энергией. Кстати, именно футбол, а не бег на длинные дистанции, самый популярный вид спорта в Кении. А лучшее время на стометровке у кенийцев 10,28 секунды. Вот так-то! Закрывать глаза на факты отнюдь не означает не иметь предрассудков. Расизм не в фактах, а в их интерпретации. Табу, наложенное на изыскания Энтина олимпийским руководством, — обратная реакция на расизм, своеобразная компенсация чувства вины перед неграми. Характерно, что сами негритянские деятели и ученые-специалисты положительно отнеслись к книге Энтина. Как пишет, например, Эрл Смит, руководитель департамента социологии университета Лейк-Форрест, "вся эта возня (вокруг книги. — М.С.) должна быть прекращена... Если порядочные люди будут бояться обсуждать биологическое разнообразие человека, то тем самым они уступят арену расистам — и белым, и черным". Начинающиеся сегодня в Сиднее легкоатлетические соревнования, несомненно, пробьют еще одну гигантскую брешь в надуманном табу лицемеров с белым цветом кожи.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру