ПИСТОЛЕТ К ВИСКУ

29 сентября 2000 в 00:00, просмотров: 573

Обрушившийся на мир топливный кризис потому и называется мировым, что одинаково больно бьет по всем. С одной стороны, благодаря дорогой нефти наша страна в нынешнем году смогла обойтись практически без кредитов МВФ, вдвое увеличила свой золото-валютный запас, одновременно удерживая курс рубля. С другой — вечно так продолжаться не может. Особенно в условиях, когда борьба с зашкалившими нефтяными ценами объединила не только страны — потребители нефти, но и все влиятельные международные организации. Власти США уже заявили о своей готовности расконсервировать свой стратегический запас нефти. России тоже пришлось подключиться к борьбе с нефтяной вакханалией: у специалистов резкий скачок цен вызывает не радость, а скорее тревогу. Цены уже достигли того критического значения, что в любой момент могут начать падать. А экономике нужна стабильность. Из-за высоких мировых цен страдает и внутренний рынок. По данным Московской топливной ассоциации, в сентябре моторное топливо на столичных АЗС подорожало в среднем на 22%. А цена самой ходовой марки бензина Аи-92 подобралась к 8 рублям за литр. Не хотим никого пугать, но это еще не предел: в октябре розничная цена "народного" бензина может приблизиться к отметке в 9 рублей. Впрочем, несмотря на рост цен, в Москве перебоев с топливом пока нет. Чтобы избежать дефицита бензина, столичный градоначальник дал команду увеличить его закупки на четверть и создать своеобразный "стратегический запас". Но в некоторых регионах дела обстоят намного хуже: нет ни бензина, ни топочного мазута. Таков итог отсутствия государственной топливной политики. Поскольку мировые цены на нефть растут, наши производители пытаются отправить ее на экспорт. Во-первых, цены там куда выше: если внутри страны литр бензина стоит около 30—32 центов, то в Европе — от доллара до полутора. А во-вторых, российские нефтедобытчики предпочитают получать за свой товар "живые" доллары, а не туманные обещания. Помимо разницы между мировой и внутрироссийской ценой нефтяные бароны местного розлива негласно сговариваются вздувать ее стоимость (на биржах такие спекуляции называются игрой на повышение). Владельцы АЗС, в свою очередь, поднимают цены, ссылаясь на повышение акцизов на бензин. Хотя эти самые акцизы вырастут только с Нового года...



Партнеры