Хроника драконьей жизни

5 декабря 2000 в 00:00, просмотров: 893

В фойе Палеонтологического музея беседовали двое. Белобрысый парень лет 4 объяснял своей кареглазой подруге: “Настоящие динозавры — они вот какого цвета, — и тыкал пальчиком в грязно-коричневый резиновый муляж. — А такие зеленые бывают только в кино”. Девочка с сомнением перевела взгляд на смешного пузатого дракончика, пристроившегося рядом. Тот весело подмигнул ей круглым глазом размером с кулак... Режиссеры Тамара Павлюченко и Семен Морозов решились на сложный и необычный эксперимент: вырастить в обыкновенной семье небольшого дракончика и посмотреть, во что это может вылиться.

Известно совершенно точно, что снимаемая хроника веселых приключений выльется в детский 40-серийный (по 26 минут) телесериал “Дракоша и К°”. Главного артиста специально заказывали в кукольной мастерской, где обычно делают мультипликационных персонажей. Его автор — Станислав Соколов, завкафедрой анимационных фильмов и компьютерной графики ВГИКа. Сочно-зеленый динозаврик сделан из ткани с блестками, пластика, натуральной и искусственной кожи и обошелся заказчикам примерно в 20 тысяч долларов.

Как настоящие заботливые родители, в своем детище мастера предусмотрели все: в комплект входит несколько пар сменных лапок, четыре головы с разным выражением мордочки (или все же лица?) и запасное туловище. Дракошу постоянно приходится чистить: то он пройдется по грязной улице, а то просто измажется овсяной кашей. В сырую погоду лапы “обуваются” в целлофановые пакеты, и героя снимают только до пояса. Новые и чистые лапки меняют, когда Дракоша закидывает ногу на ногу перед камерой: не сверкать же ему черными пятками, подавая плохой пример юным зрителям! Запасное полутело используется, когда герой садится: в цельном, основном варианте ему мешает хвост. Я поинтересовалась у актрисы Татьяны Ивченко (рост — 1,20 м): тяжело ли таскать такой “скафандр” на себе целый день?

— Нет, сам костюм довольно легкий, но голова тяжелая. Сейчас в нем холодно на улице, а летом было жарко. Когда снимают издалека, я могу смотреть через рот. А если нужен крупный план, в пасть вставляют язык, и тогда уже вокруг ничего не видно...

Драконий костюм, влезть в который способен лишь школьник младших классов, шили специально под актрису. К нему прилагается пятнисто-серая шапочка, как чепчик для младенцев. Она фиксирует Танины волосы, мешая им выбиваться наружу.

Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем... Я не могла удержаться от соблазна примерить голову на себя. И теперь могу сказать честно: внутри темно и страшно. Мир виден исключительно через ноздри и сквозь зубы, и больным клаустрофобией туда лучше не соваться. Внутри все нашпиговано электроникой. Дракоша хлопает ресницами, вращает глазами и открывает рот с помощью пульта дистанционного управления — металлической коробки с кнопками, рычажками и длинной антенной. Этой аппаратурой заведует Антон Парамонов, незаметно снующий между камерой и артистом. Чтобы потом было легче озвучивать Дракошу, одновременно с управлением челюстью Антон сам синхронно проговаривает весь текст.

Оператор с помощниками, как профессиональные снайперы на деле, устраиваются в окне третьего этажа музея. Отсюда, сверху, открывается потрясающий вид на палеонтологический театр внутри здания: на фоне красно-кирпичной стены расставлены молочного цвета мамонты, железные питекантропы, ти-рексы и прочая живность в натуральную величину.

— Какой-то Дракоша у нас инвалидный получается, — замечает творческий продюсер Александр Айгистов. — Юрий Васильевич по сравнению с ним — просто мальчик! Давайте снимем еще дубль — пусть он пройдет порезвее...

Юрий Яковлев, играющий пожилого профессора из музея, возвращается под прицел камеры. Как и все ученые, люди увлеченные и наивные, он не замечает, что перед ним дракон, и общается на равных, как с человеком. Правда, на прогулке между доисторическими фигурами ему приходится поддерживать спутника за лапу, потому что на земле лежит снег, скользко, и актриса внутри скафандра не видит ступенек.

— Пусть Дракоша поворачивается всем корпусом, а то поворота головы издалека не видно! — кричат из окна режиссеру, “разводящему” мизансцену внизу. Звукооператор в толстых наушниках замечает:

— Представляете, я отсюда слышу, как он глазами моргает. Надо бы моторчики поменять, а то потом снова звук три часа чистить...

В Палеонтологический музей Дракоша попал не случайно: здесь он надеется найти своих дальних родственников. Как и положено всем динозаврам, он вылупился из яйца, которое нашли брат и сестра Паша и Маша (Паша Степин и Кристина Загоруля) в огороде на даче. Дети пристроили яйцо в доме возле обогревателя и тщательно берегли его от родителей. Папа и мама (Андрей Ильин и Елена Ивасишина) узнали о живом сюрпризе только тогда, когда скрывать нового постояльца стало уже просто бессмысленно. Дракоша заявляет о своем существовании, то пугая до смерти соседку Жанну Эдуардовну (Ольга Волкова), вырастая перед ней из-под стола, то запихивает ботинки в холодильник... Хорошо, что современные родители оказались с пониманием: они давно мечтали о третьем ребенке и новоявленного сына с радостью принимают в семью.

Первые 24 серии — про каникулы на даче, в следующих 16 семья перебирается в Москву, где дети идут в школу и параллельно обучают Дракошу. Для пущей привлекательности фильм украсили музыкой из старейшей лондонской библиотеки “Девульф”, которая известна уже более 80 лет. Для нее записываются лучшие оркестры мира, и говорят, что теперь музыкальным рядом сериал будет несколько напоминать прокофьевский вариант “Пети и волка”. Вступительную песенку-заставку к сериалу написал композитор Теодор Ефимов, а поют ее детишки из хоровой студии “Вера”.

— Оденьте Дракошу! — командует режиссер, и ассистентка бросается застегивать зеленую молнию на чешуйчатой спине и закреплять голову на липучках. Самостоятельно облачиться в этот неуклюжий “скафандр” практически невозможно, так же как и снять его после использования... Яковлев тоже отправляется в гардероб и накидывает на себя длинное серое пальто со шляпой.

— Глянь, Петровна, профессор — почтенный человек, а экспонат забрал, — шушукается тетка из раздевалки с уборщицей.

— Да зачем он ему нужен? Дома поработает и назад вернет, — строго по тексту отвечает та, краем глаза следя за удаляющейся парой.

В отличие от старенького профессора и музейных работников, реакция на Дракошу непосвященной публики абсолютно непредсказуема. Например, однажды в деревне, где снимали “дачные” серии, одна из местных старушек высунулась из окна, увидела стоящего у калитки Дракошу и начала испуганно креститься: “Свят-свят-свят, последние времена...”

— Признайтесь, специально пугали народ живым динозавром? — спросила я у творческого продюсера.

— Ну как же без этого? Однажды кому-то из наших шутников пришла в голову мысль оставить Дракошу у дороги. Динозавр бойко голосовал и временами нюхал цветочки. В течение нескольких минут затаившаяся в кустах съемочная группа наблюдала следующую картину: на огромной скорости мимо проносились машины, затем вдруг шокированные водители резко били по тормозам, во все глаза пялились назад, и их авто начинали ходить зигзагами, рискуя попасть в кювет... Кстати, как-то и Дракоше пришлось лихо рулить по дороге на “Жигулях” (конечно, на месте водителя сидел профессионал, спрятанный за драконьей головой). Навстречу мчал бизнесмен (Вячеслав Невинный) на джипе, от удивления врезавшийся в столб — слава богу, это было задумано по сценарию, и популярный артист не пострадал.

Самому Дракоше иногда крепко доставалось от сородичей. По сюжету у полковника Пал Палыча (Юрий Назаров) была маленькая собачка. Несмотря на то, что для съемок взяли псину дрессированную, она реагировала на неопознанный зеленый объект чисто по-собачьи: громко лаяла и успокаиваться никак не хотела. В конце концов она добилась-таки своего и укусила Дракошу за тряпичную ногу.

Но самый пикантный эпизод произошел с безрогим козлом, которому по роли требовалось сыграть козу. На даче, где проходили съемки, его поставили рядом с Дракошей жевать траву. Все шло по плану до момента, когда вдруг бородатый артист напряженно замер и уставился на партнера. Включилась камера, козел начинает пятиться назад, и... оператор замечает, что животное возбуждается — видимо, ему померещилась зеленая коза. Чего-чего, а такой злой шутки природы в съемочной группе никто не ожидал. От окончательного изнасилования Дракошу спасло лишь то, что козел был привязан. Съемку пришлось остановить и ждать, пока парнокопытное придет в норму. После этого казуса на всякий случай козла снимали уже со спины.

Сценарий, построенный на курьезных ситуациях, дополняется отличной обоймой актеров. Помимо вышеперечисленных в сериале появляются Ольга Машная, Юрий Кашинцев, Александр Леньков... На съемку всех серий отведено четыре месяца — до середины декабря. Чтобы уложиться в такой жесткий график, два режиссера снимают одновременно. Киношники окрестили такой способ производства “итальянской моделью”. В то время, когда мы бродили по свободному от посетителей музею (понедельник и вторник — выходные дни), в одной из московских квартир шли параллельные съемки. В шкуре главного героя пряталась другая миниатюрная актриса — Алла Санникова.



    Партнеры