АНДРЕЙ БУТАФОРСКИЙ

31 марта 2001 в 00:00, просмотров: 914

  Празднично накрытый стол. На белоснежной скатерти красуются колбаса из пластика, сосиски из пенопласта, батоны хлеба из папье-маше и торт из фанеры. Нет, это не кошмарный сон, а рабочий момент съемок очередного кинофильма.

     Помните сцену из комедии “Иван Васильевич меняет профессию”, когда перед царем-самозванцем выставляют огромные тарелки с красной и черной икрой, а потом этим столь деликатесным продуктом герои начинают швыряться друг в друга? Наверняка и вам приходила в голову мысль: неужто актеры раскидываются настоящей дорогущей икрицей?!

     — Конечно, нет, — ответили мне в бутафорском цехе киностудии “Мосфильм”, на которой в свое время и была снята незабвенная комедия, — для имитации черной и красной икры используют различные крупы, например, перловку вымачивают в крахмале и подкрашивают. “Еду вообще неинтересно делать, — рассказывает один из бутафоров. — Фрукты, осетры и заливные поросята из папье-маше — это же легко. Тем более у нас полно заготовок. Недавно делали огромной величины торт из фанеры и пенопласта. Вместо пудры — обыкновенный мел. А украшения из “Герметика”.

     Когда начинается подготовка к съемкам новой картины, художник-постановщик создает свое видение данной исторической эпохи и соответственно начинает подбирать костюмы и реквизиты.Бывает и так, что без помощи бутафоров не обойтись. К примеру, для одной мелодрамы понадобилась обыкновенная настольная лампа. Вся загвоздка была в том, что по сценарию героиня должна была разбить эту лампу о голову своего возлюбленного. За дело взялись бутафоры и смастерили лампу, с виду ничем не отличающуюся от реального образца, но из более щадящего материала. Особая сложность была в том, чтобы она и на осколки разлеталась, как настоящая. В итоге нужный эффект был достигнут.

     Людям, далеким от искусства имитации, зачастую невдомек, как далеко может пойти умение бутафоров. Как-то в цех поступил заказ на изготовление целого чемодана денежных купюр. Мастера так точно скопировали настоящие шуршащие денежки, что на съемках фильма в Одессе их попросту умыкнули. Вместе с чемоданом. И пошли гулять по Одессе-маме фальшивые купюры, отпечатанные на станке и разукрашенные вручную бутафорами...

     Начальник макетно-бутафорского цеха Киностудии имени М.Горького Виктор Дергачев тоже помнит немало курьезных историй. Однажды для съемок рекламы им заказали... канализационный люк. Рекламировали мужскую туалетную воду. Красавец-легионер, по замыслу режиссера, наступает на люк, который под его тяжелым армейским шагом должен был встать ребром. Настоящий люк никак не хотел “подыгрывать” актеру, слишком уж тяжел. И тогда в бутафорской мастерской изготовили люк из дерева с имитацией ржавчины и грязи. Виктор погрузил бутафорский люк в машину и повез на место съемок. По дороге его остановили сотрудники ГИБДД и потребовали открыть багажник. Вот уж они подивились людским странностям, увидев там канализационный люк!

     Но бутафоры делают не только обыденные предметы, но и занимаются ювелирной работой. В бутафории традиционно серебро и платину заменяют латунью и мельхиором, золото — медью, а бриллианты — стразами и дешевой бижутерией. Отличить практически невозможно. Виктор собственноручно изготовил орден Андрея Первозванного — высшую царскую награду. Он изучал литературу о знаках отличия того времени и с удивлением узнал, что, оказывается, при награждении сим знаком отличия сам орден на грудь не вешали, выдавали только грамоту. Награду орденоносец должен был заказывать у мастера и оплачивать работу из собственного кармана. Ценность материала не имела значения — все зависело от финансовых возможностей награжденного. Единственное требование — орден должен был соответствовать определенному внешнему стандарту. Так что все ордена Андрея Первозванного были в своем роде единственными. И Виктор с полным правом теперь считает, что и изготовленный им бутафорский орден — подлинный.

    



Партнеры