Московский кинофестиваль не признал российское кино

8 июня 2001 в 00:00, просмотров: 235

Итак, отсчет пошел. Вчера в пресс-центре “МК” при невиданном количестве наших коллег-журналистов (всего к нам в гости пришло около 200 человек) прошла официальная пресс-конференция XXIII Московского международного кинофестиваля. В этом году он пройдет в Москве с 21 по 30 июня. Торжественная церемония открытия, как всегда, в “Пушкинском”. Явка известных зарубежных кинозвезд строго обязательна.

Сразу надо сказать, что мрачные слухи относительно отсутствия в этом году в конкурсе фестиваля российской ленты полностью сбылись. Несмотря на все официальные опровержения со стороны руководства ММКФ. В любом случае теперь на ММКФ создано два любопытных прецедента — отсутствие в конкурсе нашего кино и наличие там же картины российского режиссера, заявленной от другого государства. Такого на Московском кинофестивале еще не было! Речь идет о фильме Сергея Бодрова-старшего “Сделай это по-быстрому”. В главных ролях Владимир Машков, Дженнифер Джейсон Ли и Лесли Энн Уоррен . Несмотря на то что картина на фестивале представляет Германию, ее действие полностью разворачивается в Лос-Анджелесе. Главный герой, он же Машков, — русский миллионер.

Кроме этой картины в конкурс ММКФ в этом году вошли следующие работы: “Беседка в пионах” (реж. Юньфань, Гонконг), “Благоразумие” (реж. Джайярадж, Индия), “Детектор” (реж. Пел Якман, Норвегия), “Дикие мидии” (реж. Эрик де Брюн, Нидерланды), “Жертвы и убийцы” (реж. Андреа Седлачкова, Чехия—Франция—Швейцария), “Мадемуазель” (реж. Филип Лиоре, Франция), “Наследство” (реж. Паула Эрнандес, Аргентина), “Нечестное состязание” (реж. Этторе Скола, Италия—Франция), “Подальше от окна” (реж. Ян Якуб Кольский, Польша), “Прелесть моя” (реж. Хесус Мора, Испания—Италия), “Реальный вымысел” (реж. Ким Кидук, Южная Корея), “Слепые” (реж. Петер Тимар, Венгрия), “Стеклянные крылья” (реж. Реза Багхер, Швеция), “Фанатик” (реж. Генри Бин, США), “Чай из хризантем” (реж. Дзинь Чень, Китай), “Под кожей города” (реж. Ракшан Бани Этемад, Иран).

Говорить о том, какая из вышеперечисленных картин станет на фестивале самой-самой, безусловно, преждевременно. Однако, по мнению компетентных критиков, конкурсная программа XXIII ММКФ получилась очень удачной. А две картины, как гласит молва, отборщикам ММКФ даже удалось отбить у Международного кинофестиваля в Карловых Варах. Значит, все-таки не зря команда Никиты Михалкова добивалась переноса ММКФ с июля на июнь.

В любом случае определением судьбы каждой картины займется жюри фестиваля. Председателем в этот раз станет женщина — немецкий режиссер, драматург, актриса Маргарете фон Тротта. Зрителю она в первую очередь известна по своим работам в картинах Райнера Вернера Фасбиндера и Фолькера Шлендорфа. Дебют актрисы в режиссуре состоялся в 1977 году на картине “Второе пробуждение Кристины Клагесс”. Затем, в 1987 году, на экраны вышел фильм “Свинцовые времена” и с ходу получил приз “Золотой лев” на престижном фестивале в Венеции. Маргарете фон Тротта известна также по картинам “Сестры, или Баланс счастья”, “Роза Люксембург”, “Возвращение”, “Обещание”.

В состав жюри также входят Чжан Вень (китайский режиссер и актер, его фильм “Дьяволы на пороге” получил Гран-при Каннского фестиваля в 2000 году), Богдан Ступка (украинский актер театра и кино, известен по фильмам “Белая птица с черной отметиной”, “Красные колокола”, “Серые волки”, “Дети солнца”), Мориц де Хадельн (один из признанных лидеров фестивального движения; в 1969 году вместе с женой основал Международный фестиваль документальных фильмов в Нионе, с 1979 по 2001 год — директор Берлинского международного кинофестиваля), Ингеборга Дапкунайте (актриса, среди ее работ в кино можно выделить “Интердевочку”, “Подмосковные вечера”, “Утомленные солнцем”; в настоящее время живет в Лондоне), Фредерик Зиклер (продюсер картины “Дилетантка” — приз за женскую роль на XXI ММКФ; другая работа, фильм “Дело Маркорелля”, демонстрировался во внеконкурсной программе XXII ММКФ), Джеффри Гилмор (директор престижного кинофестиваля в Санденсе, США) и Игорь Масленников (автор таких российских кинохитов, как “Зимняя вишня”, “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”).

...Ренат Давлетьяров — генеральный директор Московского кинофестиваля. Он знает о нем столько, сколько никто другой. А следовательно, может четко изложить точку зрения руководства ММКФ по многим вопросам.

— Ренат, так каковы же все-таки причины отсутствия в конкурсе российской картины?

— То, что в конкурсе нет нашей картины, можно назвать стечением обстоятельств. Так сложилось, что большая часть картин, снятых за последнее время, недотягивает до уровня конкурса. Остальные же фильмы уже вышли в широкий прокат, а согласно традициям ММКФ премьера должна быть именно у нас. А вот если бы фестиваль, как и в прошлом году, проводился в конце июля, то, могу вас заверить, мы бы обязательно нашли достойную российскую картину. Они есть, просто режиссеры не успели их завершить. В любом случае российское кино на фестивале будет очень широко представлено в отдельной программе.

— В прошлом году фестиваль преследовала волна неудач по части приезда зарубежных гостей. Николь Кидман не приехала, Тарантино, Шварценеггер... Почему так получается? Это неуважение к Московскому кинофестивалю или есть объективные причины?

— В большинстве своем все-таки объективные причины. Неуважение к нашему фестивалю — это очень громко звучит.

— Хорошо, а в этом году кто нас порадует своим визитом?

— Давайте об этом пока не будем. Я за годы работы на фестивале стал суеверным. Теперь, пока не увижу, как наш гость спускается по трапу в “Шереметьево-2”, ничего говорить не буду. А то как получается? Мы проводим переговоры с человеком, обо всем договариваемся, отсылаем билеты, бронируем номер в гостинице, информируем прессу, а в самый последний момент наш гость вдруг заболевает. Или ему предложили интересную роль. И все насмарку! А гости у нас в этом году очень интересные намечаются. Это точно!

— В этом году в рамках фестиваля будет показано более 250 разножанровых картин. У меня такое ощущение, что посмотреть их смогут только заинтересованные лица — журналисты, киноведы, режиссеры, продюсеры. А рядовые жители столицы, по-моему, обделены информацией...

— Да, такая проблема была, но мы ее смогли решить. Впервые за всю историю Московского кинофестиваля тиражом в 10.000 будет выпущен специальный каталог “Что? Где? Когда?”. В него войдут краткие аннотации на все картины фестиваля. Не только конкурсный показ, но и внеконкурсный.

Внеконкурсный показ — тема для отдельного разговора, к которому мы вернемся в одном из ближайших номеров “МК”. А пока лишь только перечислим программы поименно: “Национальные хиты”, “Большие надежды”, “Восемь с половиной фильмов”, “Ателье”, “Опасные связи”, “АиФ — Другое кино”, “Корейский полуостров в зеркале экрана”, “Швейцарское кино сегодня”, “Неизвестный американский авангард. 1893—1941 гг.”, “Социалистический реализм вчера и сегодня”, “Семейный бизнес — Мохсен Махмальбаф” (этот известный режиссер, как ожидается, прибудет в Москву), “Роджер Корман. Ретроспектива”, “Никос Панайтопулос. Ретроспектива”, “Миклош Янчо. Ретроспектива”, “Ретроспектива 100”, “Молодежный форум” и “Медиа-Форум”.

Одним словом, скучать на Московском кинофестивале нам явно не придется. Жаль только, что длится он всего лишь 10 дней. Но, как гласит старая поговорка, “кто не успел, тот опоздал”...



Партнеры