Реклама: Бабе - прокладки, детям - мороженое

14 июня 2001 в 00:00, просмотров: 360

Если бы некий инопланетный разум попытался воспроизвести образ российской женщины по телерекламе, получилось бы нечто с губками и тряпками, с приросшим пылесосным шлангом. С вечно драными от плохо выбритых ног колготками. С мокрыми подмышками, амбре от которых косит людей лифтами. Но главное — вырабатывающее непонятную синюю субстанцию, мешающую носить трусы и делать акробатические номера...

Женские прелести в рекламе используют давно. Даже термин специальный есть: “чулочная порнография”. Так во всем мире называют навязчивую эротическую рекламу. Дамские красоты на телеэкране легко задвигают по рейтингам детишек и собачек. В Америке это явление определили как “sexpluatation”, даже Фрейда к нему приплели. Действительно: любое желание в своей основе сексуально, равно как и желание что-то купить. Обнаружив таким образом опасность, в забугорье принялись с ней бороться. И правильно сделали, иначе от мерзких рекламных приемчиков было бы не продохнуть. Нынче от них задыхается Москва и ее телевидение.

Каждый, кто хотя бы эпизодически включает “ящик” в розетку, понимает, что в России этических ограничений на рекламу нет. Обнаглевшие на вольном выпасе криэйторы давно уже не только используют женское тело в целях обогащения, но и употребляют всю телеаудиторию по полной программе. Тампоны на завтрак, эпиляторы на обед, прокладки на ужин... Копья вокруг проблемы “предметов личной гигиены” ломают все кому не лень: СМИ, психологи, сексопатологи. Мнения самые разные: от “это губительно для нации” до “не хочешь — не смотри”.

Профессионально этикой рекламы в России должны заниматься две организации — Министерство по антимонопольной политике (МАП) РФ и Рекламный совет России. Однако на самом деле над ежедневным и многократным уничижением женских “прав и достоинств” не задумывается никто, что вполне согласуется с дискриминацией женщины в России вообще.

Дмитрий Бодалов из Рекламного совета в ответ на просьбу корреспондента “МК” прокомментировать ситуацию разразился долгими и туманными рассуждениями о философской сущности понятия “этичность”, разбросе мнений по отношению к эротике по регионам страны, классам и религиям и т.д., и т.п. “Но вряд ли такие сложные вещи будут понятны вашим читателям”, — резюмировал несвязный поток мыслей этот достойный господин. Сотрудник МАП Юрий Пузыревский был гораздо более вменяем.

— Да, проблема неэтичной рекламы существует, — сказал он. — Согласно Закону о рекламе, неэтичной может быть признана реклама либо содержащая прямые оскорбления и ругательства, либо порочащая честь и достоинство физического или юридического лица. Можно подать в МАП заявление на производителей такой рекламы. Соберется комиссия из 3—6 работников министерства и экспертов, которая решит, запрещать ролик к показу или нет. Однако ее решение может быть обжаловано в гражданском суде.

Лично г-н Пузыревский неэтичную рекламу недолюбливает. Однако ни проведением социологических опросов в этой области, ни изучением опыта других стран вверенное ему подразделение МАП не занимается: “Некогда, и нет кадров”. Зря: у них есть чему поучиться. Например, в странах Европейского союза эротическая реклама идет с полосочкой — титром в 1/3 экрана — с надписью: “Уведите детей”. В Европе и большинстве американских штатов “разнузданная” реклама разрешена только после 22 часов и абсолютно немыслима в дни общенациональных праздников, особенно на рождественские каникулы (а в консервативном Техасе, например, на эротическую рекламу вообще наложено вето).

Впрочем, многих раздражает не столько содержание, сколько назойливость рекламы. Ведь мало того, что “прокладочный” ролик гоняют по 20 раз на дню в прайм-тайм, — его могут повторить для острастки пару раз в рамках одного блока...

В ФРГ телепередачи продолжительностью более 45 минут могут содержать только один рекламный блок. Если программа идет меньше — реклама исключена. При трансляции каких-то событий, концертов и т.п. реклама может идти только между самостоятельными частями или в перерывах. При этом на главных национальных каналах — АРД (Первое немецкое телевидение) и ЦДФ (Второе немецкое телевидение) — по рабочим дням общая продолжительность рекламы не может превышать 20 минут. После 20 часов, а также в воскресенья и праздничные дни, любая реклама запрещена. Сравните это с назойливым впариванием товаров на ОРТ или на РТР — абсолютном чемпионе российского ТВ по частоте рекламных включений... Для частного ТВ Германии квота на рекламу установлена в 20 процентов от ежедневного трансляционного времени. К тому же в пределах часа хронометраж рекламного блока не должен превышать 12 минут.

Увы, если перевернуть известную поговорку, получается: “Что немцу хорошо, то русскому (рекламному рынку) — смерть!”

Р.S. Отчаявшись найти правду во властных инстанциях, мы провели телефонный опрос читателей. Все высказанные по этому поводу мнения можно разделить на четыре типа.

— Считаю, что реклама прокладок и прочих средств личной гигиены должна быть только в специализированных женских и медицинских журналах, — сказала 55-летняя Людмила. — Очень напрягает, когда рядом мужчина — и начинают показывать эти прокладки... По-моему, такая реклама не соответствует нашей ментальности.

— Я думаю, любая реклама имеет право на жизнь (мнение бизнесмена), — возразил 40-летний Михаил. — Женщины — тоже люди, почему бы не рекламировать то, что им нужно? Что напрягает — так это бесконечные повторы и непроходимая пошлость роликов.

— Мне лично крайне неприятна реклама прокладок, тампонов, бритв и прочего. Каждый раз ощущение, как будто меня ударили... — призналась 30-летняя Марина.

— Проблема, мне кажется, не в этичности рекламы того или иного товара, а в том, что у нас глупая реклама, — высказал свою точку зрения 27-летний Геннадий. — Я вас уверяю: те же прокладки можно подать так, что никому не будет стыдно. К рекламе женского белья в свое время прикладывали руку большие режиссеры. Бюстгальтеры рекламировали и Альфред Хичкок, и Роже Вадим, и даже Федерико Феллини. Анджей Вайда “продвигал” парфюмерную линию “Пани Валевска”. И никто не раздражался...

А что думаете вы? Поделитесь с нами своим мнением относительно неэтичной (с вашей точки зрения) рекламы. Присылайте отклики с указанием пола, возраста и, желательно, профессиональных занятий на пейджер 974-74-00, аб. 134776 или по e-mail afanasyeva@mk.ru. Все полученные сообщения обязуемся переправить в МАП. Может быть, ознакомление с общественным мнением “лоб в лоб” наконец-то сподвигнет комиссию по этике к реальным действиям.



Партнеры