Ржавчина

“Все ненужное на слом, соберем металлолом!” — так, кажется, весело распевали пионеры из мультика про Крокодила Гену и Чебурашку. С тех пор прошло немало времени. Изменились не только герои мультиков. Изменился и... металлолом. Из безобидных кусков ржавого металла, подолгу валявшегося после субботников во всех школьных дворах, он превратился в выгодный бизнес.

Наша газета уже писала о том, во что за годы вседозволенности и отсутствия госконтроля превратился отечественный рынок вторсырья. Нет, речь вовсе не о тех предприятиях, которые честно работали и платили налоги. Речь о других, превративших “пионерский” бизнес в один из самых криминальных секторов экономики. Сильным мира сего, занятым строительством нового общества и переделом собственности, гораздо интереснее было заниматься нефтяными месторождениями и крупными металлургическими комбинатами, нежели каким-то там ломом. Тут даже само слово-то — “металлолом” — сомнительное, подразумевающее небрежно наваленные кучи гнилых железяк.

Подобным пофигизмом властей поспешили воспользоваться всевозможные дельцы. Которых — условно — можно было разделить на несколько категорий. Первые откровенно воровали: провода, кабели, рельсы... Другие, работавшие под прикрытием пунктов приема вторсырья, все это охотно покупали. Впрочем, отделять одних от других тоже не совсем правильно. Сложенные вместе, они образовывали стройную, хорошо отлаженную систему. Были и третьи, которым сейчас очень невыгодно что-либо менять. О них — ниже. И, кстати, чтоб ни у кого из читателей не возникало иллюзий по поводу “гнилых железяк”... Всего одна цифра: в последние годы потери федерального бюджета на рынке металлолома оценивались в 42 млн. долларов. Другими словами, в 30 школ, оборудованных для занятий по высшему классу. В тысячу километров современной скоростной автомагистрали. Можно и по-другому. В 100 тысяч стариков, получающих пенсии в срок и в полном объеме...

И все эти “зеленые” миллионы проплывали мимо государства. Куда? Вопрос, как говорится, отдельный, требующий оценки соответствующих органов. В самых общих чертах могу сказать, что замешаны в этом бизнесе были очень многие люди, в том числе и занимавшие высокие государственные должности.

Только весной 2001 года правительство решило (или решилось?) взять рынок вторсырья под свой контроль. Выполняя прямое указание президента, премьер Правительства России Михаил Касьянов подписал постановление, которым обязал сборщиков лома, желающих работать дальше, пройти перерегистрацию и получить новую лицензию. Казалось бы, ничего особенного. Но — согласно постановлению, рассчитывать на лицензию могли только те фирмы, у которых имелось собственное оборудование для переработки металлов.

И вот этой “пустяковой” деталью была перечеркнута вся суть работы полукриминальных сборщиков вторсырья. Раньше методы их были просты: создавались сотни фирм-“однодневок”, которые без лишних вопросов и формальностей принимали от населения ворованное железо (за спиной таких фирм очень часто стояли крупные металлургические предприятия, почти даром получавшие высококачественный “кусковой” лом). Спустя некоторое время “однодневки” исчезали. На их месте возникали другие, которые начинали заниматься тем же самым. Потом этим на смену приходили третьи. И так — до бесконечности... Понятно, что никаких серьезных вложений в собственный бизнес “однодневки” не делали. Зачем — когда срок их жизни измерялся неделями, максимум месяцами?

Теперь вы понимаете, почему Касьянов, потребовав от участников рынка вторсырья иметь собственное перерабатывающее оборудование, тут же стал для многих врагом №1? Сначала в атаку на премьера бросилась некая Национальная ассоциация операторов рынка черных и цветных металлов. За ассоциацией припустились ряд депутатов и... Генеральная прокуратура. Протест в адрес Касьянова подписал лично ее глава Владимир Устинов. (Видимо, преступность в нашей стране уже побеждена полностью, законность торжествует на каждом углу, так что Генеральный прокурор от скуки может обратиться и к проблемам вторсырья...)

Вынужден признаться: еще недавно я был уверен, что никакой перерегистрации не случится. Что за те миллионы, которые положены на кон, опрокинут и растопчут любой документ правительства. Однако власти проявили удивительную настойчивость, а суды — принципиальность. Правда, в некоторых регионах лицензирующие органы начали активно и едва ли бескорыстно перерегистрировать фирмы, не имеющие собственного оборудования. Говорят, что “неофициальная” цена за лицензию резко возрасла. И вот что странно: еще недавно главы местных администраций в один голос кричали о своей решимости в борьбе с криминалом. Странная получается борьба. Видимо все, даже президентские поручения в регионах имеют свою цену... Однако в целом постановление все-таки вступило в законную силу, и процесс наведения порядка на рынке вторсырья, одном из самых криминализированных, пошел.

Интересно, что это: единичный успех правительства или начало долгожданного усиления государственного контроля во всей стране? Сегодня, 25 сентября, в нашей истории должна быть поставлена жирная точка. Верховный суд РФ собирается рассмотреть кассационную жалобу тех, кого “обидело” или “ущемило” постановление Касьянова. Проще говоря, тех, кто не захотел работать по новым, честным правилам. Так что уже завтра мы будем знать ответы на свои вопросы...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру