Бюджет с маневрами

29 сентября 2001 в 00:00, просмотров: 172

Вчера депутаты признались в любви к правительству: бюджет-2002 прошел первое чтение почти на ура. По традиции первое чтение бюджета принято считать “политическим”, или — голосованием о доверии правительству. Так вот, вчера большинство Думы (262 “за”) согласилось с прогнозом экономического развития страны, представленным Минэкономразвития, и утвердило основные показатели бюджета — расходы и доходы.

Все прошло буднично и даже скучно. Интриги не было, а о результате заинтересованные стороны знали заранее. И дело не только в том, что Дума стала совсем ручной. Просто правительство избрало новую тактику. В конце августа, получив проект бюджета, депутаты, как обычно, стали заявлять, что Минфин занизил цифру доходов, и на самом деле в казне окажется гораздо больше денег. Кроме желания сделать финансовый план страны более реальным за требованиями депутатов пересмотреть основные показатели стояло и естественное желание увеличить хотя бы на бумаге доходную часть. Чтобы получить дополнительный кусок для дележки между “своими” отраслями и регионами. В прошлые годы правительство на уступки до первого чтения не шло, и все было очень нервно. А в этом году вице-премьер Алексей Кудрин, пройдясь по фракциям и комитетам, довольно быстро согласился “уточнить расчеты”, и еще до первого чтения доходы бюджета были увеличены на 127,3 млрд. рублей. Это сразу успокоило многих думских лоббистов. Ловкий маневр правительства был с одобрением встречен депутатами — здесь очень любят, когда исполнительная власть “идет на компромиссы, прислушиваясь к мнению парламента”. Лидер вечно недовольных бюджетом аграриев Николай Харитонов даже признался на днях журналистам, что “Алексей Кудрин образца 2001 года — это не Алексей Кудрин образца 2000 года... Матерый такой стал... Финансист, дипломат”...

Итак, за что вчера проголосовала Дума? При инфляции 12% годовых доходы утверждены в сумме 2,126 трлн. рублей, расходы — в сумме 1,9 трлн. рублей. Впервые за последние годы появляется превышение доходов над расходами — профицит. Часть этого профицита (примерно 69 млрд. рублей) направят на погашение государственного долга, а еще примерно 110 млрд. рублей пойдет на образование так называемого “финансового резерва”.

Этот резерв — новинка нынешнего бюджетного сезона. Считается, что такая заначка нужна на всякий случай — например, для того, чтобы в 2003 году успешно справиться с огромными платежами по внешним долгам. Большинство депутатов оценили идею создания резерва положительно. Но их смущает тот факт, что правительство намерено распоряжаться им самостоятельно, не спрашивая парламент.

Правда, само образование этой “заначки” — под вопросом. Лидер группы “Народный депутат” Геннадий Райков даже назвал бюджет следующего года “бюджетом с большой группой риска”. Дело в том, что зависимость российской экономики (а значит, и исполнение бюджета) от мировых цен на нефть крайне велика. После терактов в США с мировыми ценами на нефть творится что-то невообразимое: они “скачут”. Причем в основном скачки эти направлены вниз. Если в следующем году цены на нефть упадут ниже 23,5 доллара за баррель (именно исходя из такой цены рассчитывался бюджет), то ни о каких дополнительных доходах мечтать не придется. Пока правительство делает вид, что ничего страшного еще не произошло, цены на нефть выровняются, и бюджет будет исполнен. Депутаты делают вид, что пока правительству верят.

Еще не дожидаясь первого чтения, думские лоббисты приступили к дележке бюджетных средств между отраслями народного хозяйства, ведомствами и федеральными программами. Именно это обычно интересует депутатов больше всего. Представители фракций, проголосовавших вчера “за” (“Единство”, ОВР, “Яблоко”, группа “Народный депутат”, большая часть СПС, большая часть группы “Российские регионы”), надеются, что в обмен на их любезность правительство проявит отзывчивость на их просьбы “добавить” денежек на оборону, инвестиции в промышленность, сельское хозяйство, дорожное строительство и т.д... Второе чтение бюджета запланировано на 19 октября.



    Партнеры