Прибитые СТРЕССОМ

оследнее время жителям нашего дома не до сна. Где-то часиков в пять утра начинается шоу. Шатаясь, с почти пустой бутылкой водки в руках, поправляя сооруженную из блестящего шарфика с люрексом корону, во двор вваливается в прошлом женщина, в настоящем — бомжиха. Заливаясь громким ерническим смехом — спите, мол, гады, — она будит народ хорошо поставленным криком: “Вставайте! Ваша королева проснулась!” Возмущенные жильцы вызывают милицию, и ее увозят. На следующий день она появляется снова: день сурка не отпускает нашу многоэтажку...

Когда-то она была замужем и жила в этом доме. Но он ее бросил, она психанула и запила. Теперь от жизни осталась только воспаленная алкоголем память.

Разрыв с любимым человеком, несчастная любовь, стресс. Причины невроза — стары как мир (в последнее время, правда, прибавилось еще финансовое неблагополучие). Женщины заболевают им в четыре раза чаще, чем мужчины. Многие глушат стресс народным сорокаградусным успокоительным — и в результате спиваются. Но есть и другие способы отвлечься. Например, Клиника неврозов.

То неприятности на работе, то недосып, то нехватка денег, не говоря уже про частенько разбитое самыми близкими людьми сердце или чей-то хрустальный образ, который дал неожиданную трещину. Все эти обстоятельства медленно, но верно убивают: плохое настроение — как фон, которого уже не замечаешь. Чуть что — ты, взрослая баба, как девочка — в слезы. Или как истеричка — в крик. По ночам — ворочанье на кровати и мысли-мысли, от которых хочется отделаться хоть во сне, а тут на тебе: бессонница. И ты уже думаешь: только бы хватило нервов! И тут их не хватает...

— Граждане пассажиры! Не волнуйтесь, состав скоро будет отправлен! — задребезжало у меня под ухом. Так меня первый раз “накрыло” — в переполненном до одурения вагоне метро меня вдруг обдало волной какого-то немыслимого страха без причины. Как будто перекрыли кислород, и стало невозможно дышать. Перед глазами все поплыло, закружилась голова, и только давка спасла меня от падения на пол... Когда я очнулась, сильно опаздывая, забилось сердце — как будто еще чуть-чуть, и оно куда-то не успеет. Еле сдерживая панику, я добежала до квартиры и набрала “03”:

— Я сейчас умру!

Мне спокойно ответили, что это нервишки, вегетососудистый криз, и надо успокоиться, махнуть валокординчика, валидольчика или валосердинчика. (Потом уже специалисты объяснили, как это называется: обычная паническая атака, болезнь нашего времени, проще говоря, невроз.)

— Может, у меня клаустрофобия? — не унималась я.

— Девушка, нервничать надо меньше. Все отрицательные эмоции постепенно накапливаются. Потом в закрытом помещении, где кроме всего прочего еще и “давят” стены, наступает “обвал”, — утомленно поучал голос на “03”. — От этого не умирают.

Невроз — это не помешательство, когда пора в “пятнашку” или в Кащенко. Расшатанная нервная система — путевка в местечко под названием Клиника неврозов. Сюда направилась и я, чтобы уяснить, как жить дальше, чтобы окончательно не съехала крыша.

— Извините, что опоздал, — сказал на редкость спокойный и молодой доктор, заместитель главного врача клиники Ренат Акжигитов. — Сами понимаете, вокруг эти невротизирующие обстоятельства...

* * *

В палате — трое. У окна рассматривает модные журналы Ира — на вид ей лет 30. Панические атаки обычно накрывают Иру в пробках. Вроде все отлично у девушки: новенькая красная “Ауди”, хорошая работа в строительной фирме, симпатяга ребенок. Но вот муж, когда Ирка окунулась в бизнес и стала нехило зарабатывать, ушел к другой.

— Вы представляете, девчонки! Эта — на десять лет меня старше и крокодил крокодилом!.. — делится она с соседками по койкам, у которых разные проблемы, но один диагноз. Сюда она пришла разобраться в себе, чтобы понять, как справиться с шоком: ведь они прожили десять лет вместе. Как жить дальше и кому верить?!

Катя тоже “не первый год замужем”. В больницу заботливый муж звонит ей на мобильный по пять раз на дню, переживает, как у любимой дела. А они не ахти. Последние семь лет каждый день у броской тридцатипятилетней блондинки расписан по часам: массаж, бассейн, тренажерный зал, ребенка — в школу и обратно, ужин с вернувшимся после работы мужем... И чего горевать? Но что-то сидело внутри, не давало покоя. Последней каплей стала смерть любимой кошки: прорыдав, не вставая с кровати, две недели, “счастливица” поняла, что нужно идти в клинику.

— И чего я в свое время работать не пошла?! — раскрыла причину своих переживаний Катя. — Ведь у меня — два высших, а я сижу дома и чувствую, как тупею. Срываться стала на ребенка. Муж мною дочку пугает, говорит: “Будешь себя плохо вести, все маме расскажу...”

— В наш век занятости домохозяйка чувствует себя ущербной, — убежден психотерапевт Акжигитов. — Женщина, как и мужчина, — существо социальное и без работы будет так же несчастна, как мужчина без семьи.

У третьей, самой юной — Светы, — несчастная любовь. Причем не первая. Из-за двадцатилетнего Толика она резала вены, из-за восемнадцатилетнего Игорька наглоталась снотворного. Врачи объясняют это хроническое состояние неразделенной любви приобретенным где-то в детстве страхом быть покинутой. Мужчины не знают об этом страхе, а чувствуют только напор и ее желание поскорее надеть на него хомут, поэтому быстренько ретируются.

— Все они предатели!.. — плачет Светка и прячет под подушкой фотографию очередного ненаглядного.

Молоденькие девочки попадают сюда даже из-за внешности. Нет стандартных 90—60—90 — значит, не вписываешься в сценарий этого мира. Вечный страх набрать лишние килограммы перерастает в невроз. А кто-то на нервной почве, наоборот, начинает трескать по ночам, заедая стресс и усталость на работе.

Приходят сюда и женщины в возрасте, когда дети уже давно выросли. Всю жизнь — дом, семья, работа, и вот долгожданный бонус — безделье — и вопрос: как и ради чего дальше жить? А тут еще потеря работы или — самое страшное — тянущийся, как жевательная резинка, страх ее потерять...

Как говорят господа психиатры, каждый невротик невротичен по-своему. В группу риска входят все: от уборщицы до министра.

* * *

Пятый корпус женского отделения Клиники неврозов — милый старинный особнячок. До начала семидесятых — психиатрическая лечебница. Именно тут лежал в период депрессии Сергей Есенин. Полежал-полежал, вышел — поехал в Питер и повесился. Но женщин в клинике этот факт не удручает, наоборот — вдохновляет.

— Недавно у нас одна скрипачка лечилась, — рассказала заведующая женским отделением Надежда Самохина, — как раз в первой палате, где лежал поэт. Убедила всех устроить поэтический вечер. Эх, душевно так получилось...

Вообще, атмосфера в клинике мало похожа на больничную. Цветочки, попугайчики, за которыми сами женщины и ухаживают. Хочешь — иди гуляй, никто не запретит. Рядом — тоже местечко умиротворяющее: Донской монастырь. Курс лечения — полтора месяца: как раз хватает, чтобы отдохнуть. Можно, правда, укреплять нервы по системе дневного стационара. То есть просто приходить из дома на процедуры. Но куда лучше провести курс вдалеке от того, что волнует, — посмотреть на свою, казалось бы, безысходную ситуацию с другой стороны. Потом выйти и все изменить.

Для москвичей лечение в клинике бесплатное — очередь всего в два-три дня, нужно лишь направление районного невропатолога. Это раньше, в восьмидесятые, в больницу действительно было трудно попасть, потому как съезжались нервные барышни со всего Союза.

Весь день у больных строго расписан. Жесткий график — и никакой расслабухи на койке.

— Они у нас деловитые, все время чем-то заняты, — рассказывает Самохина. — Ведь режим дня очень полезен для психики. Так и в жизни надо: шесть часов прошло, рабочий день закончен — срочно домой. Скользящий график, ненормированный рабочий день, сигареты, кофе, коньяк... — все это расшатывает нервную систему. После этого набора и приходят к нам прибитые стрессом женщины, которых надо долго раскомплексовывать.

Раскомплексовыванием на фоне легких антидепрессантов в клинике занимаются психиатры и психотерапевты. Врачевателям душ женщины рассказывают такое, о чем не догадывается даже лучшая подружка. И это в лечении очень важно: “проговоренная” ситуация — в какой-то степени уже решенная. Но нельзя вылечить душу, не вылечив тело: бассейн, массажи, йога, дыхательная гимнастика, аутотренинг, иглотерапия, сауна, душ Шарко... Все эти процедуры оздоровляют организм, а главное — активно отвлекают от проблем.

* * *

Главный хит Клиники неврозов — барокамера. В Москве отвратительный воздух, и кислородное голодание приводит к постоянным стрессам. Отсюда у всех невротиков ощущение нехватки воздуха. От 8 до 10 сеансов по сорок минут — и улучшается настроение, появляется бодрость. Спишь себе, видишь ненавязчивые сны, а потом появляется ощущение, как будто провела пару дней где-нибудь на элитной даче в сосновом бору.

Измученным женщинам поначалу страшно лезть в какую-то капсулу. Ведь перед сеансом нужно заземлиться — приложить руку к специальной железной пластине, чтобы не замкнуло, — что приводит людей с и так расшатанной психикой в ужас. Но потом на барокамеру “подсаживаются” — не вытащить!

Что же делать простой женщине для того, чтобы все-таки не загреметь в клинику? Секрет прост, как все гениальное: вести здоровый образ жизни, иметь хорошую семью и приличную работу. Два раза в год — полноценно отдыхать. Большинство наших нервных срывов — из-за того, что мы не умеем расслабляться и отвлекаться. Речь идет не об алкоголе, потому как такой метод “оттяга” может закончиться только одним — алкоголизмом. Но и терпеть изо дня в день так называемый синдром хронической усталости нельзя. Кто чувствует, что уже на грани, — лучше не рисковать и срочно взять отпуск.

В ситуации, когда “враги” довели до того, что ты готова сорваться и вылить на недоброжелателя ведро помоев, надо поберечь собственные нервы и применить нехитрый прием. Чтобы не гаркнуть в ответ человеку какую-нибудь гадость и разрядить накаленную обстановку, надо забыть на секунду о споре и скрутить пальцы в двойную фигу. У кого не получится с первого раза фига, для начала подойдет обычный “фак”. Говорят, такой жест в накаленной обстановке очень отвлекает и расслабляет. А уж в клинике знают, что советуют.

Чтобы не протоптать тропинку в невроз, главное — не соглашаться ни на какие компромиссы. Проще говоря, если у мужа “шестерка”, а ты мечтаешь о “шестисотом”, выход один: купить ему “Мерседес” или заменить мужа. Если комплексуешь по поводу внешности, хочешь быть стройной, а в тебе 80 кг и двойной подбородок, — срочно худей. Хочешь независимости — иди работать. Бросил муж — найди другого. Бросил другой — найди третьего. Хочешь бросить сама — бросай. Люби себя, единственную и ненаглядную, чтобы потом не оплакивать свою жизнь и не запивать ее крепким пойлом, как в прошлом женщина, в настоящем бомжиха из моего двора...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру