ШУМИшествие продолжается?

С первыми холодами гоночная империя “Формулы-1”, подобно медведям, погружается в спячку. Но это — внешне. На самом деле в командах все так же кипит работа, а в скрытых от глаз обывателей офисах подписываются и скрепляются рукопожатиями многомиллионные контракты. “МК” решил последний раз в уходящем году вспомнить о “Формуле” — великой, обаятельной и опасной...

Однажды осенью 1947 года в Париже за круглым столом собрались руководители новообразованной Международной автомобильной федерации (ФИА). И решили: в охочей до гонок послевоенной Европе развелось несметное количество соревнований, чемпионатов, Кубков. Гонялись кто на чем — статистики путались в подсчетах, выявить сильнейшего в таких условиях представлялось нереальным. Решив положить конец безобразию, члены ФИА ввели технические ограничения для железных коней, условно поделив автомобильные соревнования на классы. Так в одночасье возникла “Формула-А”, для удобства вскоре переименованная в привычную для нашего уха “Формулу-1”. Через два года Генеральная ассамблея федерации загорелась желанием провести настоящий международный чемпионат, и уже год спустя идея была реализована. С тех пор ФИА провела 52 таких чемпионата, а “Формула-1” побывала во всех без исключения частях света. Первенство 1950 года состояло из семи этапов, а через 72 дня отмашка флага даст начало новому марафону в целых 17 гонок общей длиной более пяти тысяч километров.

55 лет назад ФИА хотела порядка и равенства. С первым все вроде бы в порядке, а вот со вторым — нет: слишком много зависит в Большом Цирке от таких факторов, как мощь мотора, аэродинамика и устойчивость шасси, подходящая покрышка... Вот почему, открывая очередной сезон прогнозами, формулисты делят внушительный караван на тех, кто “рулит”, и на тех, кто “плетется сзади”.

* * *

19 августа 2001 года на автодроме в Будапеште в четвертый раз за карьеру Михаэль Шумахер стал чемпионом мира. Оформить законный титул для немца было делом времени: уж очень далеко позади он оставил конкурентов. А когда Шуми продлил с “Феррари” контракт аж до 2004 года, его поспешили окрестить “величайшим при жизни”. По идее, все логично: на его счету 54 победы на этапах, 4 титула (до повторения старинного рекорда остался один), свыше восьмисот набранных очков и 46 рекордов круга. Но, едва чемпионат-2001 стал историей, коронованный Шуми изрек: “Не смею ставить себя в когорту великих. Да, я рекордсмен, но сравнивать мои титулы с достижениями Фанхио, гонявшегося в 50-е безо всяких средств безопасности, в одних очках и кепочке, было бы несправедливо”.

Великий Шумахер на сегодняшний день, пожалуй, главная загадка “Формулы-1”. Тонкий расчет на трассе он умеет сочетать со зрелищностью. Взрывной темперамент — с дипломатией. Наглость — с обаянием. Дошло до того, что и чемпион мира 1996 года Дэймон Хилл, смертельно обиженный на Шуми за его маневр в 94-м (немец убрал англичанина с трассы и тем лишил его победы), признал на днях: “Как ни прискорбно, конкурентов у него нет и в скором будущем не предвидится!”

* * *

А вот двукратный чемпион мира Мика Хаккинен на будущий год добровольно оставляет гарантированное ему место первого пилота “Макларена”. Устал? Да, и в первую очередь — психологически.

Помните, как блекло гонялся Мика в прошедшем сезоне? Во-первых, у пилота родился первенец, и некогда бесшабашный финн стал подсознательно беречь себя. Видимо, его партнер Дэвид Култхард, отрицая эту версию Микиных неудач в интервью “МК”, отчасти кривил душой. Он уже тогда знал, что его товарищ намерен полностью переключиться на жену и сына. Во-вторых, жуткая авария на трассе в Аделаиде, в которую Хаккинен попал в 1995 году, и сутки в коматозном состоянии не могут пройти бесследно. Плюс ко всему последние годы Мику нередко подводили как техника, так и эмоции: его слезы после нелепых аварий стали такой же визитной карточкой “Формулы”, как и кулаки разгневанного Шуми.

Освободившаяся вакансия в маклареновской империи пустовала недолго: в предстоящем сезоне второй болид команды будет пилотировать другой финн, Кими Райкконен, чья популярность на родине превосходит даже Микину. Возможно, он и может рассчитывать теперь на стабильно высокие места. Но только не на победы, и вот почему. Долгое время формальным “вторым номером” за англо-немецкую конюшню ездил шотландец Култхард. Именно вторым, ибо наделить обоих партнеров одинаковыми возможностями ни одна даже самая богатая команда не способна. Не хватит средств. С уходом Хаккинена Дэвид получает “Макларен” практически в полное распоряжение. У ветерана начинается уже девятый сезон, из которых больше половины он провел именно в конюшне Рона Денниса. На расположение механиков и запасной болид он вправе рассчитывать. А вот Райкконен столкнется с немаловажной проблемой: “Макларен” намерен вести борьбу за титул, а весь прошедший сезон дебютант Кими ездил за довольно скромный швейцарский “Заубер”. Еще одно действующее лицо чемпионата Хуан-Пабло Монтойя предостерегает финна: “В топ-команде времени на раскачку у тебя не будет, а ошибки здесь не прощаются”.

Гораздо более жесткая, нежели в “Макларене”, субординация — в итальянской “Феррари”. Выражаясь велосипедным языком, гонщику номер два здесь отдана роль “грегари”, то есть рабочей лошадки. Вот почему недавние высказывания шумахеровского оруженосца Рубенса Баррикелло на страницах английского “Санди Миррор” выглядят бравадой. А сказал бразилец вот что: “Я хочу стать чемпионом мира и чувствую, что способен на это. Непросто быть вторым номером за спиной лучшего гонщика всех времен, но у меня большие амбиции, и я пойду к желанной цели. Конечно, реализовать планы будет очень сложно — вся команда построена вокруг Михаэля. Переломить ситуацию будет психологически очень сложно, но я чувствую, что мое время пришло”.

Видимо, эти слова шеф “Скудерии” Жан Тодт не оставит без внимания, и контракт с бразильцем продлен не будет. Именно неуемные амбиции бывшего партнера Шумахера Эдди Ирвайна сыграли с ним злую шутку — гордый североирландец попросту вылетел из любимой “Феррари”... В ином случае задача Баррикелло будет прежней: подчиняться любому требованию из боксов, а в случае чего уступать Михаэлю дорогу!

* * *

Третья сила грядущего сезона — в альянсе Монтойи, экс-чемпиона американских гонок CART и по совместительству посла доброй воли в ООН, и младшего Шумахера — Ральфа. Обоим молодым драйверам “Уильямс” предоставит самый мощный мотор баварского концерна БМВ. Уже в сезоне-2001 болиды этой конюшни были быстрее всех на прямых участках трасс. Вопрос в том, насколько плодотворной окажется работа по повышению надежности движка. Третий сезон в “Формуле” для авторитетной фирмы — далеко не срок, вспомним, насколько тяжелым был путь к вершине для “Мерседеса”.

Но довольно о машинах. Прежде всего в свете предстоящего соперничества любопытны отношения Монтойи и Шуми-2. Когда колумбиец пришел в команду Фрэнка Уильямса, Ральф встретил коллегу холодно: “Мы никогда не станем друзьями”. Сейчас он говорит вот что: “Не знаю почему, но Фрэнк (Уильямс. — Д.Л.) с Монтойей намного ближе. Может быть, Монтойя в прошлом сезоне был в команде новым человеком, поэтому ему уделялось больше внимания?” Да, зная сэра Уильямса, можно было предсказать, что Монтойя неизбежно окажется любимцем, а Ральф — изгоем. Так было и четыре года назад и в паре пилотов Хилл — Жак Вильнев.

Случится ли это сейчас? Возможно. Тем более — с некоторых пор Ральф испытывает серьезные трудности со зрением и, видимо, окажется первым в истории формулистом в очках! Ряд пилотов, скажем, Ирвайн, твердят, что Ральфу вообще против колумбийца делать нечего. Монтойя — бесспорный талант, и, подводя итоги года, его обгон Шумахера-старшего в Бразилии назвали лучшим в сезоне. Но есть у латиноамериканца и значительный минус. Скажем так, он слишком наслаждается своей ездой и испытывает проблемы с концентрацией. В эпоху гонщиков-прагматиков, ведомых Михаэлем Шумахером, такой искренний романтизм на скорости за 200 км/ч не приветствуется.

* * *

Что ни говори, круг узок. Есть три команды, допущенные к дележу пирога, есть все остальные. Фактически — декорация к Большим призам. Сезон-2002, впрочем, знаменателен появлением двенадцатой бригады. В “Формулу” пришла заводская команда “Тойота”, отличающаяся солидным и бюджетом, и парой пилотов: Мика Сало и Алан Макниш. Тенденция перехода гоночных команд под крыло завода-моториста вообще очевидна. Так всю жизнь живет и побеждает богатая “Феррари”, так с нового года будет существовать “Бенеттон”, перешедший в ведение французского автогиганта “Рено”. Практически то же самое мы наблюдаем в “Ягуаре”, живущем на деньги “Форда”...

А команды-карлики пока еще на плаву, но при этом — на грани краха. Особенно конюшня Алена Проста, носящая его имя. “Прост” за 72 дня до старта еще не знает, какими движками будут оснащены ее болиды! Кроме того, еще не выплачены долги “Феррари” за поставку в том сезоне моторов “Асер”. Есть вероятность, что команду спасет бельгийский пивзавод-гигант, но за это Прост будет вынужден отдать место пилота никому не известному бельгийцу Басу Лейндерсу. Схожие проблемы и у вечного аутсайдера “Минарди”. Нынешний ее хозяин, миллионер Пол Стоддарт будет вынужден рекламировать... Малайзию, чтобы хоть как-то разрулить финансовые проблемы: “КЛ” в новом наименовании “Минарди” означает не что иное, как Куала-Лумпур, столица азиатского государства. Разумеется, одним из гонщиков будет малайзиец — хорошо известный Алекс Юнг. Пока не бедствует, но уже сегодня должна задуматься над своим будущим команда “БАР”, живущая целиком на средства табачного концерна. ФИА и почетный вице-президент этой организации Берни Экклстоун планируют полностью исключить табачную рекламу в “Формуле” к концу 2006 года...

* * *

Сколько новичков усядется в кокпиты своих болидов в Австралии — не берется сказать никто. Пока таковых — трое. В “Джордане” — протеже японской “Хонды” 24-летний Такума Сато. В “Заубере” освободившееся после Райкконена место занял бразилец Фелипе Масса двадцати лет от роду, корректный юноша, безумно почитающий старшего Шумахера. Плюс соотечественник Култхарда Алан Макниш, чей дебют состоится довольно поздно — в 32 года. Хотя не будем полностью исключать и вероятность выступлений за “Прост” чеха Томаша Энге (еще на него претендует наша конюшня “Формулы-3000” — “Арден Россия”).

“ЗА” И “ПРОТИВ”

Версии “МК”

Михаэль ШУМАХЕР:"+"Сбалансированная команда, работающая на него одного

"+"Психология победителей, как у Шумахера, так и в империи “Феррари”

"+" Уникальный талант

"-"Амбиции Баррикелло

"-"Возможно, из-за нехватки времени “Феррари” начнет новый сезон с шасси 2001 года

"-"Натянутые отношения с главным конкурентом Култхардом

"-"Потеря концентрации в экстремальных ситуациях

Дэвид КУЛТХАРД:

"+"Долгожданная роль лидера в команде

"+" Аккуратный стиль вождения в последние годы

"-"Комплекс “вечно второго”

"-"Неизвестно, как сложатся отношения с новым партнером

Рубенс БАРРИКЕЛЛО:

"+"Бесстрашие и темперамент

"+"Практически последний шанс на успех

"-"Официальное положение второго пилота

Ральф ШУМАХЕР:

"+"Молодость и всесторонняя поддержка брата

"+"Амбиции

"-"Близорукость

"-"Наличие в команде Монтойи

Хуан-Пабло МОНТОЙЯ:

"+"Авторитет в команде

"+"Армия болельщиков

"+"Опыт больших побед за американский период

"-"Неосторожность в пилотировании

"-"Возможные интриги Шумахеров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру