Малый и не удалый

24 декабря 2001 в 00:00, просмотров: 231

В кузницу, которая расположилась на хоздворе Перовского парка, я попал случайно. Привело элементарное любопытство. Прогуливаясь, услышал странные звуки, напоминающие перезвон колокольчиков. Пошел на них — и уже через несколько минут оказался в настоящей деревенской кузнице. Особенно меня поразило ее убранство: полумрак, потрескивающие угли в горне, две массивные наковальни в плотном окружении разнокалиберных кувалд, молотов и молоточков, множество других хитроумных приспособлений. Однако Алексей Кузмин, хозяин кузницы, а по совместительству председатель Московского творческого союза кузнецов, так не считает. Он показал мне фотоальбом своих работ. Оказалось, что изделия этой кузницы украшают не только подмосковные дачи российских нуворишей. Множество работ разместилось на московских улицах. Здесь были сработаны многие кованые заборы и ворота, окружившие столичные особняки преуспевающих компаний, навесы над их парадными подъездами, многочисленные рекламные щиты и вывески, приглашающие посетить московские магазины и рестораны...

Признаюсь, когда я увидел эти кованые чудеса, мне даже не поверилось, что сделало их всего несколько человек. Однако Алексей развеял мое недоумение.

— А в чем проблема? — сказал он. — Настоящему мастеру ничего, кроме горна, молота и наковальни, не нужно. Все остальное он сделает сам.

Очень правильные слова. В принципе каждый человек, у которого есть голова на плечах и умелые руки, вполне самодостаточен. Он всегда сможет обеспечить себя работой и достойным заработком. Главное, чтобы не мешали...

СПРАВКА “МК”. Малый бизнес в России не похож на ту систему предпринимательства, которая существует в остальном мире. Там предприятия малого бизнеса являются “спутниками” крупных компаний.

В России малый бизнес смещен в сторону потребительского рынка и услуг. Больше всего он получил распространение в розничной торговле, строительстве, промышленности, т.е. в отраслях, которые непосредственно работают на рынок товаров и услуг.
Еще три века тому назад в Европе был провозглашен лозунг: “Laissez faire, laissez passer”. В переводе на русский это означает: “Позволяйте делать, позволяйте идти”. Этот призыв обращен, конечно же, к государству и просит его как можно меньше вмешиваться в хозяйственные дела. Вся сложность заключается в том, что полностью даже сегодня эта идея неосуществима. С самого момента своего возникновения государство бесцеремонно собирает в свой карман налоги, пошлины и прочую мзду. Что, согласитесь, усложняет любую деятельность.

Однако компромисс все-таки возможен. Он достигается в случае, когда взамен взятых денег государство берет на себя обязательства обеспечить бизнес надежной защитой от разного рода грабежа и произвола. Когда оно устанавливает твердые правила игры и создает условия, способствующие процветанию бизнеса.

Как обстоят дела со всем этим в нынешней России?

Первый контакт с властью у современного предпринимателя наступает сразу после того, как ему в голову пришла идея заняться пошивом брюк, починкой обуви, выпечкой пирожков или чем-нибудь иным. Незамедлительно о своих намерениях он должен известить государство. Спрашивается: каким образом?

Уже давно существует электронная программа, которая предоставит всем желающим не только готовые образцы учредительных документов, но и распишет каждый шаг при регистрации собственной компании и постановке ее на учет во всевозможные инспекции и соцфонды. Где продаются такие программы? Да везде, хоть на Горбушке.

Но можно поступить еще проще. Скажем, приобрести газету рекламных объявлений и найти в ней раздел “Услуги”, в котором будут опубликованы номера телефонов юридических фирм, предлагающих зарегистрировать вашу компанию. Несмотря на то что желающих взять на себя заботы по оформлению фирмы достаточно, цену за свои услуги они назначают одинаково высокую: около 300 долларов за саму регистрацию и 250 — за юридический адрес. При этом 50% от указанной суммы выплачивается сразу, остальные 50 — после того, как будут готовы документы. Между первым и вторым платежами проходит примерно месяц-полтора.

Теперь пару слов насчет юридического адреса. Без него, как известно, не обойтись: не примет на учет ни одна налоговая инспекция. И вот тут действительно может возникнуть скользкий момент. Юридические адреса тоже продаются. Но здесь велика опасность нарваться на аферистов. Есть “специалисты” продавать адреса, которых в действительности не существует. Поэтому все подобные предложения следует строго проверять.

Схожие риски поджидают и тех, кто решит купить уже готовую фирму. Кто знает — какие обязательства на ней висят? Может так случиться, что после “удачного приобретения” вам придется расплачиваться по долгам, которые были сделаны неизвестно кем и неизвестно когда...

СПРАВКА “МК”. В территориальном плане малые предприятия распределены крайне неоднородно. На Москву их приходится 29%, то есть свыше четверти. Примерно по 5% приходится на Московскую область, Санкт-Петербург, Краснодар, Ростовскую область и другие южные регионы. При этом за Уралом, в регионах, где реальный платежеспособный спрос на товары и услуги, малые предприятия не получили широкого распространения.
Если у вас пока нет больших денег, чтобы оплатить подобные услуги, не огорчайтесь. Это только на Западе в 99% случаев покупают уже готовые фирмы за полдня. Нам закон предоставляет право взвалить все организационные хлопоты на себя и лично посетить одно из отделений Московской регистрационной палаты, куда сдаются учредительный договор, устав и протокол учредительного собрания. Заплатив пошлины, вы можете получить свидетельство о регистрации.

Впрочем, сейчас в России планируется принять новый закон. Он сделает процедуру вообще заявительной, а все регистрационные функции должны быть переданы в ведение налоговых служб. Так и должно быть — ведь человек, решивший заняться бизнесом, это потенциальный налогоплательщик. Зачем же ему вставлять палки в колеса?

Короче, государство сегодня демонстрирует полнейший либерализм в отношении начинающего предпринимателя. Оно как бы говорит: “Милости просим — регистрируйтесь. Теперь ваша главная задача — выдержать текущие платежи”. Потому что, независимо от рода деятельности, уже с первого дня вам нужно платить за аренду помещения, закупать сырье, приобретать необходимое оборудование, выплачивать зарплату сотрудникам и так далее. Допускаю, что много денег сразу может и не понадобиться. Но и небольшую сумму надо где-то найти.

Наши банки, где можно было бы разжиться деньгами, не любят иметь дело с мелочевкой. Оно и понятно: крупный заемщик для них намного надежнее. Он обладает собственными помещениями, оборудованием, долгосрочными контрактами, ему гораздо труднее исчезнуть со взятыми в долг деньгами. Отсюда многочисленные сложности при получении кредитов малым бизнесом. От количества документов, которые требуют сегодня российские финансисты, голова может пойти кругом.

Но бумажная волокита — это только полдела. Деньги без залога никто вам не даст. Причем залог этот должен быть ликвидным и стоить 140—200% от размера искомого кредита. И последнее — проценты, под которые можно получить деньги. Особо обольщаться здесь тоже не надо. Дешево у нас в долг не дают: рублевая ставка составит от 25 до 30% годовых, а валютная — от 15 до 25%.

В общем, ситуация с кредитами под открытие собственного бизнеса в России абсолютно нерадостная. Мало того что за сумму, скажем, в 50 тысяч долларов с вас потребуют заложить что-нибудь не дешевле 75 тысяч (а это “что-нибудь” надо еще найти), так еще и слупят весьма приличные проценты.

Именно поэтому 70% всех средств в уставном капитале малых предприятий сегодня приходится на физические лица. Это не кредиты, не государственные инъекции администрации. Это — деньги частных лиц. С одной стороны, это хорошо: если люди вложили свой личный рубль, значит, они полностью зависят от эффективного использования этого рубля. С другой — 96% предпринимателей сегодня охотно взяли бы кредит, чтобы еще больше расширить свой бизнес. Естественно, на щадящих условиях.

Вот интересно: может ли государство как-то повлиять на сложившуюся ситуацию? В принципе оно просто обязано это сделать, поскольку прямо заинтересовано в появлении на свет новых налогоплательщиков. Но происходит это крайне редко. Во многих регионах страны в программах развития записано: “поддержка малого и среднего бизнеса является приоритетной”. Однако вот парадокс: в бюджетах тех же регионов на конкретную поддержку обычно не выделяется ни копейки...

Для наглядности приведу две цифры. В 2001 году на поддержку малого бизнеса в федеральном бюджете было заложено 140 млн. рублей. Прямо скажем, немного. Однако на будущий год эту и без того смешную сумму решили сократить практически до минимума — до 20 млн. рублей...

СПРАВКА “МК”. На сегодняшний день численность работников малых предприятий в России составляет 6 млн. человек. Из них 86% занятых — штатные сотрудники, работающие на постоянной основе. 9% — совместители. И лишь 5% работают по трудовым договорам. То есть сейчас в стране существует огромное количество людей, которые напрямую связали собственное благополучие и существование своей семьи с малым бизнесом.
Допустим, финансовые сложности, связанные со становлением компании и выходом ее на рынок, уже позади. Что дальше?

Очередной шаг начинающего предпринимателя — получение лицензии. В последнее время количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, сократилось почти вдвое. Однако все равно велика вероятность, что этой “приятной” процедуры вам не избежать.

Тогда не исключено, что вас попросят представить разные документы и сертификаты, причем не только от фирмы, которой требуется лицензия. Например, попросят предъявить разного рода бумажки от склада, который вы арендовали. А их там, представьте, не имеется. Тогда придется заняться поиском других складских помещений — может быть, хуже, зато документально обеспеченных. Не сомневаюсь: рано или поздно они будут вами найдены. Но скорее всего аренда склада, полностью укомплектованного всевозможными справками и разрешениями, окажется такой высокой, что отобьет всякое желание заниматься бизнесом... Еще при лицензировании могут потребовать различные бумаги от ваших сотрудников, которые подтверждают их профессиональную подготовку...

Короче, эта морока может длиться довольно долго. Поэтому многие предпочитают опять же обратиться к юристам и купить у них необходимую лицензию. Расценки тут самые разные: от 300 долларов за право заниматься туристическим бизнесом или торговать алкоголем до 2000 — за “оказание медицинских услуг”.

Заплатили? Открылись? На этом ваши мучения еще не заканчиваются. Точнее сказать, они только-только начинаются. Вам стоит приготовиться к визитам самых разнообразных контролеров. К вам обязательно пожалуют делегации от пожарных и санэпиднадзора. Следом в гости заявятся проверяющие таких организаций, о существовании которых вообще мало кто подозревает. Например, знакомый парикмахер рассказал, что к ним зачастили представители некой автономной некоммерческой организации “Республиканский центр технологий качества бытовых услуг”. За каждый свой визит ее представители требовали определенную мзду. Всего за два таких посещения парикмахерская перечислила 28 тысяч рублей. Прямо скажем, деньги немалые.

С какой стати? А все очень просто. “Республиканский центр” аккредитован при Госстандарте. Это и дает ему право бесцеремонно наведываться с проверками. Они как бы следят за тем, чтобы парикмахеры, подстригая клиентов, не нанесли ущерба их здоровью или психике. Однако при этом на вопрос корреспондента “МК”, можно ли обратиться в “Центр” с какой-либо жалобой, там ответили: “Нет, с жалобами граждан мы не работаем”.

СПРАВКА “МК”. Общий портрет российского малого бизнеса выглядит так. Во-первых, это небольшое предприятие, численностью примерно 9-10 человек. Основными фондами являются собственные средства. Если взять фонды отдачи (то есть количество продукции, которая производится на основных фондах), то они на малых предприятиях в два раза выше, чем у других форм собственности.
Помимо всяких постановлений о пож-, сан- и прочих надзорах в России существует еще порядка 20 тысяч разнообразных ГОСТов. А коли есть ГОСТы, то должна быть и организация, которая бы следила за их исполнением. И хоть понятно, что работать в соответствии с таким количеством нормативных требований невозможно, вся система остается в неизменном виде еще с социалистических времен. Включая и орду проверяющих организаций. Во времена социализма они все неплохо жили за счет бюджетного финансирования. А когда госдотации прекратились, смогли найти выход в организации контроля за соблюдением ГОСТов, которые сами же в свое время и выдумали.

Все поставлено с ног на голову. Ясно, что деятельность малых предприятий, а особенно тех, что занимаются оказанием услуг, должна контролироваться. Вот только заниматься этим должно не государство, а потребители этих самых услуг и товаров, голосуя за то или иное предприятие ногами и деньгами. Человек, которому испортили прическу, едва ли зайдет в ту же парикмахерскую еще раз. Водитель, которому на АЗС вместо бензина влили ослиную мочу, никогда на нее не вернется. И так далее...

Что же касается различных организаций, образовавшихся на развалинах бывших министерств и отраслевых научно-исследовательских институтов, то они тоже могут быть востребованы. Ведь там действительно работают высококвалифицированные специалисты. Но вместо узаконенных поборов, которыми они сегодня обложили малые предприятия, эти асы могли бы заниматься, например, созданием новых технологий, методик организации бизнеса и другими делами, полезными для начинающих. Но — только тем, что пользуется спросом, что можно продать на рынке и за что платят реальные деньги добровольно, а не под государственным нажимом.

Получилось, что демонстрируемое властями безразличие к этой сфере экономики ввергло начинающих предпринимателей в атмосферу самого настоящего рэкета, как откровенно бандитского, так и чиновничьего. Результат налицо: если в развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 50% ВВП, то в России — всего 12.

...Оказавшись в Перовском парке, я непременно прислушиваюсь. И если слышу знакомый звон наковальни, радуюсь: все-таки кузнецы работают. И это уже праздник...

При подготовке материала использованы фрагменты доклада заместителя председателя Госкомстата, члена рабочей группы Госсовета Олега Рыбака.

АНКЕТА ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ “МК”:

1. Хотели бы вы открыть свой собственный бизнес в России?

а) скорее да

б) скорее нет

в) у меня уже есть собственный бизнес

2. Какая сфера товаров и услуг кажется вам наиболее выгодной?

а) розничная вещевая торговля

б) розничная торговля продуктами питания

в) туризм

г) строительство и ремонт

д) выпуск товаров народного потребления

е) иная (укажите свой вариант):

3. Что сегодня является главным тормозом в развитии малого бизнеса в России?

а) бюрократический аппарат

б) рэкет

в) несовершенство действующего законодательства

г) отсутствие реальных механизмов долгосрочного кредитования

д) иное (укажите свой вариант):

Ваши ответы мы просим присылать по адресу редакции (он указан на последней странице) или на эдрес электронной почты letters@mk.ru с пометкой “МАЛЫЙ БИЗНЕС”.



Партнеры