Снег сквозь слёзы

В свои 78 лет она каждый день выходит на работу с лопатой в руках. Щупленькая дворничиха по имени Майтап. Ее участок — на Большой Никитской. Это одно из самых чистых мест в Москве. И в последний снегопад Майтап вычистила все сама, безо всяких там реагентов, без снегоуборочной техники — вручную, обыкновенной лопаткой, которую она укоротила под свой рост.

Майтап уже 50 лет работает дворником. Когда-то, приехав из деревни в Москву, другого места она не нашла. Труд дворников всегда был в цене, но всегда плохо оплачивался. Но именно благодаря им столица сохраняет в эти дни более-менее ухоженный вид.

Вчера с шести утра корреспонденты “МК” ходили по московским дворам, беседуя с дворниками. На них власти “повесили” все заботы по дому — мытье лестниц, вывоз мусора... Поэтому теперь зовутся они рабочими комплексной уборки (РКУ).

Один из РКУ рассказал нам, что в ЖЭКе он получает больше пяти тысяч в месяц. А очень скоро — ему уже пообещали — пересядет на трактор, и тогда...

Но, увы, трудно сказать, когда сбудутся эти обещания. Похоже, вся новая снегоуборочная техника застряла где-то в снегах под Москвой и до столицы не доехала. В одном РЭУ нам сказали, что никаких обещанных властями средств малой механизации у них пока нет. Обещали дать в январе, но пока приходится обходиться руками. И в другом РЭУ, куда мы зашли, никаких современных мини-тракторов тоже нет. Мало того: половина дворников там куда-то разбежалась.

— Кто пойдет вкалывать на морозе за просто так? Раньше хоть жилье дворникам давали. А теперь дураков не стало, — сказали нам.

А в подрядной организации, занимающейся уборкой снега, вообще чуть не заплакали:

— Какие еще мини-трактора? Два больших есть — и то слава богу. У нас штат дворников-то укомплектован всего на 40%...

Зарплата обыкновенного РКУ — 700 рублей за подъезд. Так что дворникам приходится брать на себя два-три участка. За 100 квадратных метров территории т.н. первой степени сложности (отмостки возле домов) по расценкам московского правительства, оставшихся еще с 90-х годов, платят чуть больше... двух рублей. А стометровка четвертой степени сложности (асфальт рядом с бордюрами на дорогах) оценивается в 7,32 рубля. Всего же с учетом дополнительной работы большинство дворников получает 2,5—2,6 тысячи рублей в месяц. И выплаты частенько задерживают. Некоторым дворникам в Медведкове до сих пор не выплатили сверхурочные за летний ураган!

А власти города тем временем рапортуют об “улучшении условий труда дворников”. На деле же все их снаряжение — лопата, скребок, метла. Один дворник признался нам, что главная его мечта — новые резиновые перчатки... Московские дворы сейчас чистятся точно так же, как и сто лет назад.

— Что? Реагенты?.. Какие? Не видали мы никаких реагентов, — разводят руками дворники из спальных районов. — Соль сыплем, а это, как вы его там называете... ХКМ — нет.

Но о соли вслух говорить не принято. То, что это запретная тема, в ДЕЗах зарубили на носу (Лужков слово “соль” даже слышать не хочет). Но в частных разговорах дворники признаются: соль у них есть. Только разбрасывают ее тайно, как подпольщики листовки. От страшного разоблачения коммунальщиков спасает снегопад: он засыпает их “соленые” старания. Впрочем, применение соли окончательно становится в Москве тайной полишинеля — ее вперемешку с песком уже вовсю сыпят и на шоссе. А “что делать, Зин?..” Новые реагенты, воспетые мэрией, выдаются коммунальщикам в мизерных дозах. Да и польза от них очень сомнительная.

— Вот нам говорят: экономьте ХКМ. Да на кой черт он только нужен?! — кипятится один из дворников. — Он же вредный, как не знаю что! Хоть противогаз надевай...

— Не было бы этих новых антиобледенителей — и беды бы не было, — вторит ему водитель-частник. — Эти ХКМы снег в кашу превращают. А кто ее убирать будет? Целыми днями мотаюсь на машине по Москве — ни разу не видел новой снегоуборочной техники!

По мнению всех опрошенных нами москвичей, закупая химикаты, городские власти просто выкидывают деньги на ветер. Или это ветер сдувает их в чей-то карман... Всем будет лучше, если улицы будут просто добросовестно убирать. А для этого не реагенты нужны, а малая снегоуборочная техника. О которой все слышали, но никто не видел.

Примерно так сказала корреспонденту “МК” на прощание бабушка Майтап. Она никогда не получала призов за свой труд, не выигрывала в конкурсе на звание “Лучший дворник”, не ездила в Таиланд. Она просто каждое утро, а часто — еще и вечером, выходит с лопатой на свой участок и добросовестно делает свое дело. И это то, чем должны заниматься все, включая чиновников мэрии. Каждый на своем месте.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру