Догая книжка календаря

Западный мир, а вместе с ним и кое-какие православные церкви отмечают Рождество Христово. Почему они празднуют, а мы будем ждать светлого праздника еще две недели? Трудно сейчас представить, что сутки не всегда содержали 24 часа, а месяц не состоял обязательно из 30 или 31 дня. Древние шумеры или египтяне исчисляли время совершенно по-иному. Поэтому мы слишком часто спотыкаемся, читая, к примеру, в Библии о том, что в древности люди доживали до 500 лет. Важно понять, как те или иные народности исчисляли время. Вопрос этот сложный, и немало было поломано вокруг него копий еще в древности.

Однако к началу нашей эры, благодаря завоеваниям римлян, создавшим единую и мощную империю, раскинувшуюся не только по берегам Средиземноморья, но охватившую Европу, Малую Азию, Кавказ и Египет, был введен единый юлианский календарь. Он был назван по имени знаменитого полководца и первого обожествленного императора Юлия Цезаря. Споры о календаре начались вскоре после распятия и воскресения Христа. Христиане пытались выяснить, когда произошло это событие, чтобы понять — в какое время ежегодно отмечать этот праздник. Распятие, согласно Евангелию от Иоанна, приходилось в тот год на пятницу. Еврейская Пасха праздновалась 14 нисана. Еврейский месяц нисан соответствует нашему марту или апрелю. Причем еврейская Пасха должна была обязательно выпадать на первое весеннее полнолуние. Астрономы первого века тщательно трудились и получили две даты. Увы, они не совпадали. По первой версии, распятие пришлось на 3 апреля 33 года, а по второй — на 7 апреля 30 года. Первая дата уже тогда вызвала сомнения, поскольку, по уточненным данным, Христос родился за 6 или 7 лет до нашей эры. Об этом свидетельствует евангелист Лука. Стало быть, распятие совершилось 7 апреля 30 года, а воскресение Христа — 9 апреля. Но первые христиане так и не сумели прийти к единому мнению, и продолжались яростные споры не одно столетие.

Так длилось до XVI столетия, когда папа Григорий XIII ввел новый календарь, получивший название григорианского. Реформа была вызвана тем, что юлианский календарь отстает от реального года на одни сутки за каждые 128 лет. Если следовать юлианскому календарю, то Пасха должна была со временем переместиться на лето, а потом на осень. Григорианский стиль свел отставание на одни сутки за 3300 лет. Но при реформе возник разрыв между Восточной Церковью, которая осталась верна юлианскому календарю, и Западной, которая перешла на григорианский. В XVIII веке разрыв между двумя стилями составлял 11 суток, в XIX — 12, а в ХХ — уже 13 суток! В 1917 году большевики также перешли на григорианский календарь. В 1923 году попытку перейти на этот же календарь предпринял патриарх Тихон. Но за год до него это попытались сделать “обновленцы” (“пятая колонна” внутри Русской Церкви, искусственно созданная большевиками). Поэтому реформа оказалась скомпрометированной, и патриарх был вынужден отказаться от нее. Несмотря на то что часть православных Церквей перешла на григорианский календарь, Пасха отмечается вместе с другими православными. Хотя Рождество часть православных Церквей отмечает вместе с западным миром. Поэтому западные христиане отмечают Рождество 25 декабря, а православные спустя 13 суток — 7 января. Впрочем, календарные споры вряд ли имеют какое-либо отношение к проблемам веры. Сейчас международная комиссия работает над созданием “всемирного календаря”. Лишь в том случае, когда он будет создан и введен в жизнь, имеет смысл пересматривать церковный календарь. А вообще-то слово “календарь” буквально переводится как “долговая книжка”. В Древнем Риме существовал обычай в первые дни месяца, которые назывались календами, отдавать долги или платить по ним проценты.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру