ЕЩЕ ОДИН ВИНТ НА “ИГЛЕ“

В Чечне снова беда. Снова с армейским вертолетом. Снова в двух шагах от штаба Объединенной группировки войск. В воскресенье на восточной окраине Грозного боевики подбили из переносного зенитно-ракетного комплекса очередную “восьмерку”. Три члена экипажа “Ми-8” и шесть пассажиров погибли.

Число катастроф “вертушек” в Чечне растет как снежный ком — в геометрической прогрессии. Недели не прошло, как под Ханкалой внутренние войска потеряли “Ми-8” с тремя летчиками на борту. И вот — новая беда. По данным “МК”, в этом году на Кавказе военные недосчитались уже шести вертолетов — погибло почти полторы сотни человек. А общее число уничтоженных и поврежденных в Чечне “вертушек” давно перевалило за три десятка. Если так пойдет и дальше, российская армия останется вообще без винтокрылых машин...

В штабе армейской авиации нам затруднились назвать даже фамилии членов экипажа: “Данные сейчас уточняются”. Столь же скудны сведения о пассажирах. Известно лишь, что летели в “Ми-8” высокие чины из Северо-Кавказского военного округа, в том числе заместитель командующего 58-й армией по воспитательной работе полковник Станислав Марзоев. Летели, как обычно говорят в таких случаях, “для выполнения служебного задания”. Что это за служебное задание — в штабе Объединенной группировки войск помалкивают. Зато не сомневаются: “вертушку” сбили чеченцы.

— По “Ми-8” пустили ракету из ПЗРК “Игла”, когда вертолет был на высоте 800—1000 метров. Свидетели утверждают, что огонь велся из разрушенного пятиэтажного здания на окраине Грозного. Сейчас Октябрьский район оцеплен, там проводятся разведывательно-поисковые мероприятия. Руководит операцией замкомандующего ОГВ по воздушным перевозкам генерал-майор Сергей Погодин.

Тот факт, что Грозный и Ханкала стали настоящим кладбищем “вертушек”, уже ни у кого не вызывает сомнения. “Непонятно, как могут сбивать вертолеты там, где сосредоточено такое большое количество войск”, — недоумевает секретарь Совета безопасности Чечни Рудник Дудаев. Однако, по мнению наших экспертов, “феномен” вполне объясним.

— Катастрофа “Ми-26” ничему не научила командование группировки, — считает полковник с 30-летним летным стажем. — Одни и те же маршруты полетов и схемы захода на посадку в Ханкале используются годами. Поэтому “пристрелянные” места из временных превращаются для боевиков в постоянные...

При видимости в несколько километров иногда целесообразно заводить вертолеты на посадку не вдоль, а поперек полосы: такой маневр разрешается. Но заходят они одним и тем же курсом — его давно изучили террористы.

От поражения вертолет могли спасти тепловые ловушки. Но, как и в случае с “двадцать шестым”, их не отстреливали: то ли экономили, то ли ловушек просто не было на борту...

Наконец, снова позабыли о сопровождении. Неделю назад вертолеты огневой поддержки “Ми-24” подняли в воздух уже после падения “восьмерки” ВВ, а надо было бы — до захода ее на посадку. “Крокодилы” без толку утюжили прилегающую к аэродрому “зеленку”: тот, кто целил в “Ми-8”, после выстрела убрался восвояси. В Грозном в районе катастрофы вроде бы уничтожили двух боевиков. Но кто докажет, что именно они стреляли по “вертушке”?..

Кстати, последние обстрелы вертолетов могут свидетельствовать о начавшейся в Чечне охоте за генералами. По нашим данным, на прошлой неделе, когда погиб “Ми-8” внутренних войск, в Ханкалу одновременно летели четыре вертолета — три армейских и один ВВ. На одной из “вертушек” Минобороны в штаб Объединенной группировки добирался высокопоставленный генерал. Выбор цели в Грозном, похоже, тоже не был случайным. Что же до сведений о прилете военачальников, то к террористам они могли попасть как из самого штаба (не секрет, что информацию оттуда “сливают” постоянно), так и из радиопереговоров на частотах 100—150 МГц: на удалении полсотни километров их принимают обычные радиоприемники.


P.S. Как стало известно “МК”, бывший командующий армейской авиацией Виталий Павлов, отстраненный от должности после гибели под Ханкалой “Ми-26”, подал рапорт об увольнении из армии. Министр обороны его просьбу удовлетворил.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру