АННЫ КАРЕНИНОЙ ИЗ РЯЗАНОВА НЕ ВЫШЛО

15 ноября 2002 в 00:00, просмотров: 223

Нашему любимому кинорежиссеру Эльдару Рязанову в этот понедельник стукнет 75. И этот юбилей всенародного любимца, без сомнения, станет праздником для всей страны. Еще бы: ведь на его фильмах, добрых и умных, выросло не одно поколение. Но талант Рязанова не ограничивается одной лишь режиссурой. Он еще и замечательный телеведущий, сценарист, писатель, поэт. Поэтому свой юбилей живому классику, конечно, в один день не справить. Первый день праздника Рязанова решено было посвятить писательской ипостаси юбиляра — в Центральном Доме литераторов.


Мест, конечно, для всех желающих в этот вечер явно не хватило. Люди заполнили все проходы, а примоститься к стеночке, присесть на ступеньку считали за счастье. Юбиляр вышел под гром аплодисментов. Для начала Эльдар Александрович представил свои новые книжки — “Необъятный Рязанов” и “Эльдар-ТВ”, в которой он описал свои впечатления от встреч со знаменитыми людьми на телепередачах. На экране крутились фрагменты тех программ, а Рязанов представлял сидевших в этот вечер в зале жен своих телегероев: Татьяну Александровну Гердт и Лилию Владимировну Вертинскую. Вспомнили, конечно, и легендарные картины Рязанова. Весь зал пел хором с Сергеем Никитиным и Валентиной Пономаревой давно выученные наизусть песни из любимых фильмов.

Затем настал черед спеть и самому юбиляру. Под аккомпанемент гитары Сергея Никитина Эльдар Александрович, к удивлению многих, исполнил блатную-хороводную песенку — вольную интерпретацию романа Льва Толстого “Анна Каренина”. Но здесь не обошлось без казуса. Демонстрируя собравшимся, как героиня романа ложится на рельсы, юбиляр не удержался на ногах, потерял равновесие и рухнул — головой в пяти сантиметрах от рояля. Зал на мгновение обмер, вскрикнув от оцепенения, но обошлось. Поднявшийся Рязанов отряхнулся и произнес: “Не волнуйтесь, я мягко падаю”. Напряжение было снято.

А после окончания вечера, взмокший от более чем двухчасового выступления, Эльдар Александрович еще полчаса раздавал автографы на собственных книжках. Видно было, что именинник устал, но нашей газете, которую, по его собственному признанию, он давно выписывает, в небольшом интервью не отказал.

— Эльдар Александрович, не устали еще от народной любви?

— Нет, от хорошего не устают. Это только кажется, что излишнее внимание людей может надоесть. Нет, не надоедает. В особенности когда это искренне.

— 75 — дата серьезная. Какие-то итоги уже можно подвести?

— Какие итоги?! Планов-то громадье! Сейчас вот снял картину — 24-ю уже, между прочим. Казалось бы, пустячок. Но она не получится пустячком. Я ведь как стайер, который бежит на длинные дистанции. Бегу, бегу — так и продолжаю бежать. Самое страшное — если я себя начну воспринимать как монумент, памятник, покрытый пылью прошлого. Я хочу добежать до конца. И самая прекрасная смерть — на беговой дорожке. Но не будем торопиться: я еще побегаю, надеюсь...

— То есть юбилейная, 25-я картина — не за горами?

— Не знаю, не уверен. По большому счету, это не от меня зависит. Понимаете, с каждым годом мне все противнее ходить клянчить деньги. Это омерзительно, особенно в мои годы. Когда я вспоминаю, что для этой страны я кое-что все-таки сделал, — еще больше не хочется идти побираться. А сам никто не придет и не даст — такого со мной не случалось. К тому же время идет, должны приходить новые люди, а они почему-то не приходят. Обидно: я ведь не прочь уступить свое место, пока вот только не знаю кому.

— А в новом поколении актеров не успели разочароваться?

— О, это особый разговор. Я себя ощущаю эдакой эстафетной палочкой. У меня же снималось еще то поколение, представители которого для меня были стариками: Игорь Ильинский, Эраст Гарин, Алексей Грибов, Сергей Филиппов... Потом наступила новая эпоха — другое поколение. У меня играли Смоктуновский, Евстигнеев, Гурченко, Фрейндлих, Мягков, Басилашвили... И вот только сейчас, в новой картине, я встретился с новым поколением. Совершенно очарован артистами — они ничем не уступают тем, предыдущим поколениям: и по мастерству, и по самоотдаче, и по чувству юмора. Просто потрясающие, замечательные исполнители. Я не знаю, удастся мне или нет, но хочу в титрах к новому фильму написать: прелестные Евгения Крюкова и Наталья Щукина, великолепные Николай Фоменко и Сергей Маковецкий, очаровательные Сергей Безруков и Владимир Симонов в комедии Эльдара Рязанова “Ключ от спальни”. Вот и ответ на ваш вопрос.

— Эльдар Александрович, сегодня только первый день празднования вашего юбилея. А как вы собираетесь провести сам день рождения — 18 ноября?

— Выпьем-закусим, я думаю, посмотрим какой-нибудь концерт. Я бы и дома отметил, конечно, да просто не успею. 20-го улетаю в Ниццу. Там сейчас идет фестиваль русского искусства, и к моему дню рождения приурочили ретроспективу моих картин. И это лучший подарок для меня.

А еще несколько слов мы попросили сказать самого близкого человека для Эльдара Александровича — его жену Эмму Валерьяновну:

— Я хотела бы, чтобы он оставался таким, какой он сегодня. А сегодня он стремительный, энергичный, творческий, неугомонный, упрямый и, что сейчас самое главное, не устающий. Без всяких скидок на возраст я знаю, что каждый день Эльдара Александровича по нагрузке — трехдневная норма нормального молодого человека. И я хочу пожелать Элечке, чтобы он не останавливался, несмотря на времена, возраст, смену поколений, ценностей. И он — идет. При этом он абсолютно естествен, искренен и абсолютно востребован.




Партнеры