РАЗГОВОР С ДИАФРАГМОЙ

Великий Станиславский однажды сказал: “Слово — что, голос — как”. Красивый, ласкающий слух голос, который завораживает и привлекает, сейчас большая редкость. Чаще всего наш собеседник не заливается соловьем, а хрипит, пищит или сипит. “О чем он говорит? Не понять”, — недоуменно пожимаем плечами. А удивляться нечему: в России у 80% людей речевой профессии неполадки с голосом.

— Надеюсь, у меня таких проблем нет? — с надеждой спрашиваю у Бориса Андрианова, врача-фониатра клинической больницы №83.

— Давайте-ка посмотрим ваши связки, — предложил он. — Ну вот, я так и думал! У вас гипотонусная дисфония — связки не до конца смыкаются. Отсюда — напряжение, неустойчивость и фальцетное звучание голоса. Запустите голос, потом хлопот не оберетесь!

Мутация голоса у подростков в период полового созревания не удивляет никого. Но одно дело — голос мужает, и совсем другое, когда хрипят и сипят взрослые тети и дяди. Причин может быть несколько, и прежде всего — простуда, инфекция или аллергия. Народная молва в этом случае советует просто перейти на шепот. Мол, связки отдохнут, и все придет в норму.

— Да вы что! Шептать простуженным голосом нельзя! — наставляет Борис Павлович. — Связки же в два раза больше напрягаются! Надо вообще замолчать и разучиться говорить на два-три дня, а окружающим писать письма. Полечитесь дома: пейте теплое молоко с инжиром, минеральной водой, заваривайте шалфей или мяту.

Но чаще всего “голосовой больной” продолжает через силу выдавливать из себя звуки, все больше напрягая и без того измученные голосовые связки. И зарабатывает их прочное несмыкание. Со временем на связках лопаются сосуды, образуются маленькие узелки и полипы. В принципе ничего страшного в этом нет. Врачи относят эти полипы к доброкачественным опухолям, но все равно их приходится удалять хирургическим путем.

Впрочем, иногда люди теряют голос, даже не открывая рта. Как-то на прием к Андрианову пришла молоденькая секретарша. Смущенно поведала: по телефону разговаривает мало, но к концу рабочего дня теряет голос. Оказалось, она целый день печатает на компьютере. И все, что пишет, проговаривает про себя. Связки работают на полном пределе, и голос садится. Подобные случаи давно известны фониатрам и называются “эффектом музыкальных руководителей”. Музыкальные педагоги, желая помочь ученику, берут ноту, на которую диапазон их голоса не рассчитан...

Но больше всего от голосовых проблем страдают учителя. Факт общеизвестный, тем не менее ни в педагогических училищах, ни в вузах учителям почему-то голос не ставят. Чуть больше везет только студентам филфака, которые на занятиях по фонетике разучивают чистоговорки, скороговорки, выполняют упражнения на дыхание. Другие же дипломированные специалисты, прощаясь с альма-матер, знать не знают, как уберечь себя от голосовых перегрузок.

За рубежом же картина совсем другая. В Дании, например, подростку, если он выбирает “многоговорящую” профессию, ставят голос уже с 14 лет. Там это так же обязательно, как обучение иностранным языкам и компьютеру.

* * *

— Видели когда-нибудь рентгенограмму легких? — спрашивает Борис Павлович. — Темный квадрат — это легкие, посередине — сердце. Все вместе имеет форму колокола. Так вот, для того чтобы не было проблем с голосом, надо этот колокол заставить звучать!

И без фониатра здесь не обойтись. Система постановки голоса состоит из двух частей. С одной стороны — это тренировка мышц гортани, которые изнашиваются так же, как мышцы на лице и руках. С другой, голос — озвученный выдох. Поэтому клиента учат еще и правильно дышать “на диафрагме”, чтобы фразы были плавные и завершенные.

Рассказывают, что лет сорок назад кафедрой оториноларингологии (“ото” — ухо, “рино” — нос, “ларинго” — горло) 2-го медицинского института заведовал известный ученый Борис Преображенский. Однажды, когда аспирант заговорил дрожащим и срывающимся голосом, профессор не выдержал и воскликнул: “Доктор, говорите на диафрагме!”. С тех пор эта фраза стала девизом многих пациентов ЛОР-отделения.

Если голос хорошо поставлен, человек говорит, не напрягая голосовые мышцы. И в зависимости от ситуации может поменять не только интонацию, но и тембр. Прямо как одежду. Один тон — для домашних, второй — для подчиненных, третий — для общения с начальством. Скажем, у лектора фальцет, который звучит несильно и мягко. Читать лекцию таким голосом в огромной аудитории с неугомонными студентами он долго не сможет. Разумнее “включить” рабочий голос, т.е. выпрямиться, расслабить шею, задышать на диафрагме и сделать голос на четверть тона ниже. Речь сразу польется легко и свободно, почти нараспев.

Голос можно сделать и командным, убеждающим. Говорят, что густой бас Михаила Касьянова — результат хорошей постановки голоса. С помощью своего баса премьер ловко прибавляет себе очки, заставляя зрителей прильнуть к экранам телевизоров. На такой голос не захочешь, а среагируешь...

Ну а самые “естественные” и частые клиенты фониатров — транссексуалы. За три-четыре месяца упражнений мужской голос превращается в женский. К тому же новоиспеченные представительницы прекрасного пола просят сделать голос более бархатистым, томным и сексуальным. Ну как тут обойтись без душки-фониатра?

В Москве такое удовольствие, как красивый голос, стоит немало. В среднем, у частных фониатров, 250 рублей за 15-минутное занятие. Хотя можно поставить голос и бесплатно — в государственных учреждениях. Например, в Центре патологии и нейрореабилитации речи. Фониатрические службы есть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске, Мурманске, Астрахани, Курске и в других регионах страны. В любом случае, прислушиваясь к голосу разума, стоит позаботиться о своем природном музыкальном инструменте. Ведь это не только ваше здоровье, но и часть имиджа, которая помогает добиться успеха в карьере и личной жизни.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру