РЕБЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ

Когда пятилетний Антон узнал, что осенью пойдет в первый класс, его радости не было предела: уже целый год он играл с бабушкой в школу, выучил все буквы алфавита и даже читал по слогам. Первого сентября нарядный Антоша с огромным букетом цветов стоял среди таких же, как он, празднично одетых детей в школьном дворе. Его не смущало, что он был самым маленьким в классе, — ведь сбылась его мечта...


Однако уже через месяц из веселого и доброжелательного мальчик сделался замкнутым и раздражительным. Антон сильно уставал, долго не мог заснуть, капризничал и плакал по поводу и без повода. Врачи, к которым обратились обеспокоенные родители, поставили неутешительный диагноз — невроз. И посоветовали поскорее забрать малыша из школы...

Все беды Антона заключаются в том, что он... мальчик. За партой ему предстоит провести 11 лет. Нехитрая арифметика: если он начнет учиться в семь лет, окончание школы совпадет с призывом в армию. О вузе в таком случае можно и не мечтать: 25 июня он получит аттестат зрелости, а 26-го его призовут на службу. Закон “О воинской обязанности и военной службе” позволяет это сделать.

Министерство образования давно грозится ввести в школе 12-летку. В этом случае сразу после школы солдатами станут и все нынешние мальчики-шестилетки. Поэтому мама Антона и решила подстраховаться — отдала малыша учиться в 5 лет. Уж лучше иметь год в запасе, чем сразу после школы загреметь в армию...

Возраст первоклассника по всем нормативам у нас определен в 6,5—7 лет, но пятилетних учеников с каждым годом становится все больше. По данным Министерства образования РФ, в 2000 году их было 5119 человек, в 2001-м — уже 8657, а этой осенью — более 10 тысяч!

— В период с пяти до шести лет происходит резкий скачок в физиологическом развитии человека, — рассказывает директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна БЕЗРУКИХ . — Организм пятилетнего малыша, его мозг еще не готовы к учебе! Пятилетка способен концентрироваться на задании не более 5—10 минут, потом ему обязательно нужна разрядка. Так называемые динамические паузы во время урока проблемы не решают: малыш все равно будет отвлекаться, вертеться, разговаривать. Бесполезно требовать от него сосредоточенной, внимательной работы на протяжении всего получасового занятия.

Пятилетние малыши должны много двигаться — бегать, играть, а их заставляют по полчаса и более сидеть неподвижно, выводить палочки с крючочками. Мышцы спины и рук ребенка испытывают чудовищное статическое напряжение.

Перегрузки, по словам Марьяны Михайловны, особенно опасны для мальчиков. Их организм менее адаптивен, чем у девочек. Они в 4—5 раз чаще рискуют заболеть, заработать психические и соматические нарушения.

Кроме того, пяти-шестилетние малыши обязательно должны отдыхать днем. В подавляющем же большинстве случаев в школе нет условий для сна — отсутствуют специальные помещения и кровати. Психические и физические перегрузки в школе приводят к переутомлению детей, болезням, нервным расстройствам и даже тяжелым неврозам, как у Антона.

Еще несколько лет назад пятилетний малыш в школе воспринимался как диковинка. В этом возрасте начинали учиться только особо одаренные дети, их были единицы. Теперь же ситуация изменилась: с 5 лет идут в школу самые обыкновенные малыши. В Госдуме давно уже дискутируется вопрос об увеличении призывного возраста с 18 до 20 лет. Есть вариант дополнения к закону “О воинской обязанности”, в котором оговаривается, что выпускник, закончивший школу в 18 лет, призывается только осенью. Но все попытки ввести эти вполне логичные и разумные поправки наталкиваются на мощное провоенное лобби.

У нас не принято фиксировать в медицинской карте ребенка пограничное состояние его психики (кроме уж явных случаев нарушения). А ведь после школы значительная часть ребят попадает в армию, где имеет дело с оружием... Не потому ли каждую неделю мы слышим об очередном дезертире, который покидает часть с автоматом?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру