НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ...

Что будет, если закон “Об общественном телерадиовещании”, который продвигают депутаты ГД и примкнувшие к ним, будет принят и начнет действовать в нашей стране?

Этого, пожалуй, не знают ни уважаемые депутаты, ни секретарь Союза журналистов России И.Яковенко, ни автор законопроекта профессор МГУ М.Федотов. Платить за телевидение — это все равно что заставить россиян платить за восход солнца. Все уже давно привыкли, что в стране может происходить революция, путч, дефолт, может сломаться и остановиться что угодно, но только не ТВ. Там обязательно что-нибудь покажут — хоть “Лебединое озеро” — и никогда и ни при каких обстоятельствах не оставят народ своими бесплатными заботами.

В качестве кандидата №1 на новое российское ОРТ назначен, ясное дело, государственный канал “Россия”. Вообще, вся эта бодяга вокруг Первый — Второй, ОРТ — РТР, Первый — “Россия” тянется давно. Еще во времена генпродюсера Александра Акопова на РТР любили порассуждать о том, что, мол, первым должен называться их государственный канал и стоит им только подтянуть рейтинги до уровня ОРТ, вопрос о первости отпадет сам собой... Теперь на “России” (РТР) рейтинги подтянули (при помощи успешных коммерческих проектов вроде “Бригады” и информационного гения Олега Добродеева). И все, похоже, начинается по новой. Только теперь мутят воду с другого конца: мол, даешь общественное российское телевидение, а кто им будет — того и назначим первым!

Увы, если бы все было так просто. Интрига только начинается, и затеяна она вследствие сложившегося на телерынке полнейшего неравновесия. Кто-то чего-то хочет поймать в мутной воде. А виной тому, как уже писала “ТелеГа” “МК”, изменившаяся ситуация. В последнее время большинство каналов делает ставку на развлекательные передачи. Это дает быстрый рост доли аудитории (НТВ, СТС, Рен-ТВ). Что самое неожиданное — в развлекаловку в этом году пустился и госканал “Россия”, причем достиг в этом известных успехов. Вместе с НТВ, который давно заявил о своей коммерческой сущности, они устроили на рынке небольшую революцию. Аудитория “России” выросла, например, в прайм-тайм на 50% (по данным “Гэллапа”). Вот здесь и зарыта собака или топор войны с надписью “Общественное российское телевидение”, который откопали большие любители приключений на задницу своего народа — депутаты ГД.

Наш Боливар (телерынок) не хочет нести на себе всю телевизионную ораву. Ведь впереди маячит рекламный миллиард (столько приблизительно, по прогнозам, будет стоить рекламный телерынок-2003). Представляете, сколько лишних миллионов получат все участники телевизионной концессии, если из игры выключить или ослабить такого крупного игрока, как “Россия”. А если прибавить к этому, что председатель ВГТРК (“Россия”) Олег Добродеев скоро будет играть большую предвыборную роль, то на кону и вовсе огромные деньги.

Концессионеры нервничают и начинают забывать о корпоративных правилах поведения, потихоньку наезжая друг на друга. Дело дошло до того, что между “Россией” и Первым был заключен негласный пакт о ненападении или о непиарении друг против друга.

Но Первому уже досталось за “превращение в семейный канал”, за потерю аудитории. “Бригаду”, показанную “Россией”, на Первом когда-то откомментировали так: “Многое, что выходит на других каналах, Первый показывать не вправе”. Но самый популярный конек для наезда на “Россию” — это государственный статус канала, а значит, наличие цензуры. Чего только не наговорили в последнее время. Например, что Добродеев “запугивал ребят (Мамонтова, Ревенко, Антонова), и теперь они прогибаются: работают под мудрым руководством партии “Единство”. Или вот еще в другом издании: “Сванидзе и Ревенко... стерильно правильны, чем-то напоминают растения, засушенные для гербария меж страниц умных книг”. Госхолдинг “Россия”—”Культура” всячески представляют публике в качестве преемников старого советского телевидения (госзаказ, промывание мозгов, цензура). Даже если это так, то должно же быть в стране телевидение, представляющее точку зрения государства. И канал “Россия” вместе с “Культурой” в этом смысле еще не всех удовлетворяют, народ, утомленный развлекательной кровищей, требует позитива, вестей с тучных полей, румяных счастливых детишек и молочные реки в кисельных берегах. Уж если не в жизни, то хотя бы по телевизору. И каналу в области создания хороших иллюзий еще работать и работать. Так что не готова еще “Россия” стать общественным ТВ.

В общественном телевидении есть две тонкие детали, которые явно не предназначены для езды по российской действительности. Первое, как уже сказано, это абонентская плата, второе — так называемый общественный совет, который, собственно, и должен решать, что показывать каналу, а что нет. Как известно, страна советов у нас не получилась. Кто же рассчитывает, что получится телевидение советов?


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру