А ВУЗ И НЫНЕ ТАМ...

6 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 556

Сегодня решается судьба миллионов. И тех, кто пока еще сидит за школьной партой, и тех, кто уже давно защитил докторскую... В полдень начнет работу 7-й съезд Российского союза ректоров. Руководители вузов скажут свое веское слово: поможет ли реально модернизация отечественного образования высшей школе. Сегодня, возможно, станет наконец ясно, будут ли наши дети сдавать вместо выпускных экзаменов в школе и вступительных в вуз Единый государственный экзамен и как скоро это случится, в частности, в Москве. Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова, академик Виктор САДОВНИЧИЙ ответил на вопросы “МК”.

— Ректорский корпус страны считается оппозицией многим нововведениям, привнесенным модернизацией образования. Будет ли дан на съезде бой реформаторам?

— Наоборот, большинство ректоров рассматривают Концепцию модернизации образования как серьезный шаг в направлении повышения качества, эффективности и общедоступности высшего образования. Просто мы настаиваем на чистоте экспериментов, особенно в тех частях, которые могут серьезно изменить основы действующей системы образования. Проявления формализма, попытки администрирования, нередкая поспешность в принятии крупных решений, требующих предварительного изучения и обсуждения, недопустимы. Это относится, в частности, к таким масштабным социально-экономическим экспериментам, как введение Единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств.

Эксперимент по введению единого экзамена начат недавно. Еще отсутствует возможность получить данные о его педагогических и социальных последствиях. Надо бы посмотреть, как успевают в учебе студенты, принятые в вузы по итогам ЕГЭ. К тому же вместо ожидавшегося инициаторами эксперимента сокращения репетиторства и тем самым снижения влияния имущественного положения семей на возможности выпускников школ практически повсеместно набирают силу новые формы платной подготовки абитуриентов: натаскивание на тесты к единому экзамену. Кроме того, выявились существенные изъяны самой технологии проведения Единого государственного экзамена, а также используемых на этом экзамене контрольно-измерительных материалов, что ставит под вопрос как объективность единого экзамена, так и его преимущества в отношении традиционной формы экзамена. Что же касается государственных именных финансовых обязательств, то вся имеющаяся информация свидетельствует лишь о том, что этот эксперимент привнесет в гарантированное Конституцией России право на образование элементы искусственной имитации рыночных отношений.

— Чему может научить голодного студента, получающего стипендию в 200 рублей, нищий профессор?

— Да, социальные вопросы в нашей среде стоят очень остро. Сложное материальное положение значительной части студентов ведет к перегрузке молодых людей побочными заработками, пагубно сказывается на их здоровье. Между тем с 2003 года согласно проекту федерального бюджета будет прекращено финансирование лечебно-профилактических и лечебно-оздоровительных учреждений вузов. Стоит ли удивляться, что в студенческую среду все шире проникают наркотики, растет число преступлений, совершаемых студентами из корыстных побуждений? Почти ничего не делается для изменения ситуации, сложившейся с профессорско-преподавательским составом. Между тем не секрет, что низкая оплата труда и слабая социальная защищенность влекут за собой снижение уровня преподавания, старение кадров высшей школы, застой в научно-педагогических коллективах. Расчеты, проведенные Российским союзом ректоров, показывают, что к моменту завершения работы по выполнению Концепции модернизации российская высшая школа фактически останется без профессоров и преподавателей надлежащей квалификации.




Партнеры