ТОСКА ПОЧЕТА

Мы страдаем без чувства самодостаточности. Оно и понятно. Была у нас советская Родина, раздавала пинки и регалии. Не алмазные звезды с мечами и лентами, но тоже, помнится, не хухры-мухры. Орден Трудовой славы, к примеру, давала. Про Гертруду не говорю. А еще система жаловала нас титулами. Типа: правофланговый трудовой вахты в ознаменование XXV съезда КПСС, победитель отраслевого социалистического соревнования на звание знатного калдырщика пятилетки...

И ничего: соревновались. Даже переживали! Помнится, приятную дрожь в коленках испытывали, когда в подшефном колхозе на скрипучем флагштоке вздымались алые стяги в честь последнего собранного тобой на размытом дождями поле мешка картошки. Золотые студенческие деньки...

Судя по целому ряду признаков, ностальгируют сейчас многие. И чем увереннее шагает отчизна по пути рыночных либеральных реформ, тем тяжеловеснее ностальгия. Едешь по родимому Подмосковью, что ни город — то общегородская Доска почета. Или аллея лучших. Или... Видно, без руководящих телодвижений не обошлись.

— А вот и неправда, — чистосердечно признались в одном из районов. — Народ попросил. Скучно ему в отсутствие почета живется, пожаловался. К тому же, когда лет восемь назад взялись нашу городскую Доску почета сносить, бульдозер ее не осилил — при Брежневе железобетонили намертво. Дешевле переоформить.

Да, но как соблюсти в этом тонком деле политкорректность? Достойный выход из положения нащупали в подмосковных Мытищах. Здесь установили стенд районных экономических достижений. Хотя цифры собранных по району налогов и сданных коммерческих метров жилья (каждый тянет под 800 долларов) население воспринимает нервознее, нежели проценты перевыполнения плана, все получилось идеологически выверенно. Иначе поступили в Коломне. В городе, богатом историей, вакансии на витрине заполнили знаменательными событиями, благо недостатка в них не испытывали, начиная с князя Дмитрия Донского с его воинственными походами. В итоге рядом сошлись герои революции 1905 года и местные купцы-толстосумы, против которых, собственно, революционеры и боролись. Примирение и согласие.

А вот в Балашихе, которая помоложе Коломны, отвертеться не удалось. Пришлось выкладывать все как есть. Вот вам почетные граждане города (бывшие мэры и красные директора), вот почетные организации. В числе последних замечены: районное общество инвалидов, теплосеть, военкомат и доведенный до ручки безумной конверсией некогда оборонный “Криогенмаш”.

Однако реанимация идет полным ходом не только в провинции. И в Белокаменной происходят добрые перемены. Недавно мы на редакционной “Ниве” едва не затормозили о Доску почета района “Нижегородский”. Еще вчера не было, сегодня уже стоит. С чего бы? Не иначе как в порядке народной инициативы. Вышли, ознакомились с содержимым. В целом отметили: правильное решение. Вместе с тем реализуется без должного осмысления и широты взгляда. Не верим, что лучшие трудятся в одной лишь бюджетной сфере! Это грубо искажает действительность и обижает достойных.

Где наши доблестные представители бизнес-элиты? Финансовые магнаты, биржевые дельцы, нефтяные и алюминиевые короли? А королевы бензоколонок? Носители интересов среднего класса — работники частных лавочек, автосервисов, риэлтерских фирм? Где наши морозоустойчивые “челноки” и рыночные торговцы? Неужели их вклад в разруливание экономики незаметен?

Налицо, товарищи, серьезнейшие пробелы. Но если возникнет желание поучиться, как нужно правильно и без комплексов делать новые-старые доски, отправляйтесь в Одинцово. Там — в районных мерках, конечно, — изложили всю правду, ху есть ху в Одинцовском районе.

Передовая доярка, водитель автобуса, слесарь-сантехник — маленький город их знает в лицо. Трудовая интеллигенция: доктор, директор школы, рядовой инженер. Это сам бог велел. Пятикратная олимпийская чемпионка по лыжам. Еще бы!

Но вот уже повеяло переменами. Холодно-холодно-горячо.

Топ-менеджер предприятия с участием иностранного капитала. Генеральный директор рынка. А вот и представители славной капиталистической династии кондитеров Коркуновых. Правда, не сам основатель известной фирмы по производству “буржуйских” конфет, Коркунов-сын, а Коркунов-папа.

— Наверное, сам отказался в иконостас? — спросили мы в Одинцовском районе. — В противовес тоталитарному прошлому?

— Что вы, что вы! — замахали руками в ответ. — Наши предприниматели страшно довольны, что их повесили.

И по секрету сказали: мол, когда одинцовский мэр вручал магнату почетную грамоту, Андрей Николаевич чуть ли не прослезился. Спасибо, говорит, за оказанное доверие. Оправдаю.

Не сомневаемся, оправдает. Отзывчив наш человек на душевность, на уважение. И что-то в нем начинает вибрировать, и руки чешутся на хорошее дело, когда он слышит знакомое: выше знамя капиталистического соревнования! Верной дорогой идете, товарищи...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру