ПРОЛЕТОМ ПО ЕВРОПАМ

10 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 406

В начале 2003 года в Берлине соберутся министры образования 33 европейских государств, подписавших Болонскую декларацию. Они будут решать, кто еще достоин быть принятым (а к декларации уже присоединились 33 из 45 европейских стран) в этот элитный клуб. Россия, судя по всему, опять останется не у дел...

Зря, выходит, царь Петр старался, рубил окно в Европу: не хотят европейцы видеть в оконном проеме российские физиономии! И вовсе не потому, что мы дикие и необразованные, а как раз наоборот: потому что наше образование качественнее западного. А лучшее, как известно, враг хорошего.

Образование, пожалуй, — единственный российский товар (наряду с водкой, конечно), который ценится во всем мире. Что бы ни говорили злопыхатели, а отечественные Ломоносовы высоко котируются и в Европах, и в Америках. Главная заслуга в этом принадлежит российским вузам. В одной только Москве можно найти три-четыре десятка университетов и академий, в которых учат не хуже, чем в Сорбонне или Оксфорде. О цене обучения и говорить не приходится — она в два-три раза ниже забугорной. Вот поэтому-то иностранные ученые мужи и боятся конкуренции со стороны российских вузов. Они делают все возможное, чтобы не пустить их в Европу. По образному выражению одного из московских ректоров, на рынке образовательных услуг все как на настоящем базаре: попробуй-ка прийти с дешевыми яблоками — убьют!

19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) “образовательные” министры 29 европейских стран подписали декларацию. Ее цели весьма привлекательны: создать единую европейскую систему высшего образования, базирующуюся на двух уровнях знаний (бакалавр и магистр), разработать общие критерии оценки качества преподавания, ввести образовательные кредиты (по типу кредитных трансферов), облегчить доступ к знаниям во всех странах Европы.

Болонская декларация предполагает, что любой молодой человек из стран-участниц получит возможность грызть гранит науки во всех европейских вузах, где за прослушанный курс лекций ему выставят баллы (они заменят привычные оценки). В течение 5—6 лет обучения студент сможет по своему желанию сменить несколько мест учебы. Набрав необходимое количество баллов (все равно, в каком европейском университете или академии), он получит право претендовать на ученую степень — сначала бакалавра (после 3—4 лет учебы), а потом и магистра (еще через 1—2 года). Его диплом, естественно, станут признавать во всех государствах Европы. Это значительно упростит перемещение молодых талантливых “мозгов” и трудоустройство выпускников.

Количество иностранцев в высших учебных заведениях стран Старого Света постоянно сокращается, а в других государствах растет. В США, например, сейчас учится 500 тысяч “чужих” студентов, которые ежегодно приносят доход в 11 млрд. долларов. Россия тоже способна “проглотить” немало студентов, и не только из СНГ или Китая, но и из Европы.

Поэтому “старички” активно разрабатывают новые, весьма жесткие правила приема в Болонское сообщество. В частности, к нам предъявляется несколько принципиальных требований: увеличить сроки обучения в школе до 12 лет, внедрить государственную аттестацию знаний выпускников (по типу Единых госэкзаменов), привести стандарты образования в соответствие с европейскими и т.д.

Пока ни одно из этих условий в России не выполнено. И, скорее всего, не будет выполнено ранее 2005 года. Далеко не все руководители российских вузов видят благо в присоединении России к Болонской декларации. Ректор МГУ Виктор Садовничий считает, что выполнение поставленных условий принесет скорее вред, чем пользу. Три года в бакалавриате и один год в магистратуре — недостаточный срок, чтобы дать качественные знания, особенно в технических областях и медицине. Переход на европейские стандарты приведет к снижению уровня российского образования и снижению его конкурентоспособности.





Партнеры