СВОБОДНАЯ ЗОНА КИНО

21 декабря 2002 в 00:00, просмотров: 550

Смотришь на программу VIII Международного правозащитного фестиваля “Сталкер” и думаешь: “Ну какой же это фестиваль? Все фильмы — старые, уже засвеченные где только можно. Да и что это за кино, которое так бесцеремонно загоняется в идеологические рамки?” А приглядишься — все не так уж и просто. Ведь вход на фестиваль открыт любому желающему, а что касается правозащитной его функции — так в конце концов не важно, по какому поводу люди собираются вместе, чтобы посмотреть кино. Лишь бы кино было хорошим.

А уж хороших фильмов, как отечественных, так и зарубежных, на “Сталкере” показали хоть отбавляй. Тут и нашумевшие “Кукушка” со “Звездой”, и каннский фаворит “Человек без прошлого” финна Аки Каурисмяки, и оскароносная “Ничья земля”. А открывался “Сталкер” в день принятия Всеобщей декларации прав человека венецианским призером — “Домом дураков” Андрона Кончаловского.

Но настоящая уникальность правозащитного смотра в том, что только здесь на широком экране можно увидеть такое количество качественных документальных лент. И то сказать: где еще Гран-при могла получить документальная картина? Только на фестивале документальных фильмов. Но там она вряд ли бы дошла до обычного зрителя — туда, как правило, ходят одни эстеты да киногурманы. В этом году на “Сталкере” победила лента российского режиссера Владимира Попова “Клондайка”. Она была показана в большом зале Дома кино 17 декабря, прямо перед фильмом закрытия — американской лентой “К-19”. “Клондайка” рассказывает о тяжелой жизни небольшого промышленного городка Алопаевск, где люди в прямом смысле слова гибнут за металл: дети и взрослые зарабатывают на хлеб, раскапывая шлаковые залежи в поисках ферромарганца. Два приза получил режиссер Сергей Говорухин за документальную картину “Сочинение на уходящую тему”. Не остался без внимания и фильм Игоря Масленникова “Письма к Эльзе” — он получил приз гильдии кинорежиссеров. А приз жюри достался аниматору Андрею Хржановскому за ленту “Полтора кота”, сделанную по мотивам стихотворений Иосифа Бродского.

Вообще же жюри “Сталкера” заслуживает особого внимания. Состав его практически не меняется, что является большой редкостью в мировой фестивальной практике, а все его члены подобраны не случайно. Так, например, актер Георгий Жженов и правозащитник Сергей Ковалев — в прошлом политзаключенные, режиссер Валерий Ахадов — беженец, а писатель Анатолий Приставкин — бывший глава Комиссии по помилованию при Президенте РФ.

После ежегодного праздника в Москве “Сталкер”, в отличие от многих других фестивалей, не прекращает свою работу. Эхо фестиваля проводится в разных регионах России. Это только у столичного зрителя есть другая возможность посмотреть те картины, что идут на “Сталкере”. До провинции же доходит в лучшем случае качественный голливудский мейнстрим. Поэтому “Сталкер” кроме правозащитной выполняет еще и функцию ликбеза.

По окончании фестиваля член жюри “Сталкера” Елена Цыплакова дала эксклюзивное интервью корр. “МК”.

— Вы единственная женщина в жюри. Приходится ли вам отстаивать что-то свое?

— Женское? Это очень смешной вопрос. Я режиссер, актриса. При чем здесь женщина? Да и что мне нужно отстаивать, на меня никто не посягает.

— А ярко выраженная правовая тематика вас как кинематографиста не смущает?

— Существуют различные тематические фестивали, и каждый фестиваль подбирает под себя соответствующее кино. Копировать другие фестивали не имеет никакого смысла. Поэтому это не сужает, а, наоборот, расширяет рамки нашего фестиваля. Например, те программы документальных фильмов, которые у нас есть, детские фильмы — то, что вообще никто не видит. Только у нас они представлены так широко. В этом смысле “Сталкер” очень отличается от других фестивалей, он очень живой и очень развивающийся.

— Как реагирует народ на “Сталкер”? Не отмахивается — мол, правозащитники уже достали, непонятно, что защищают-то?..

— Мне кажется, что интерес публики только повышается, если судить по тому количеству зрителей, которые приходят на фестиваль.




Партнеры