НЕ ПИТЬ, НЕ КУРИТЬ И БАРАНКУ НЕ КРУТИТЬ

5 января 2003 в 00:00, просмотров: 145

Эти достаточно непопулярные меры были проанонсированы еще летом, тем не менее обсуждать это начали, уже только когда поезд ушел. О бензине “МК” уже подробно писал, здесь дело даже не в 45-процентном повышении акцизов, а в изменении системы его сбора. Она достаточно нова, и ее мало с чем можно сравнивать, поэтому остается только ждать результатов — до весны, наверное, никто не сможет сказать точно, насколько вырастут цены на бензин. А вот в случае с водкой и пивом ситуация предельно ясна.

Ставки акцизов на пиво поднялись на 25 процентов. Это примерно 6—7 процентов от себестоимости напитка. То есть именно на столько в теории и должно подорожать пиво на прилавках. Но здесь вмешивается производственный фактор — пивоварни чрезвычайно энергоемкие предприятия, поэтому повышение тарифов на электричество тоже должно существенно повлиять на конечную цену. Пивной рынок на сегодняшний день один из самых развитых в стране. И какие конкурентные механизмы здесь будут включены, остается только догадываться. Сегодня в России как минимум 9 огромных пивных корпораций, которым будет чрезвычайно выгодно держать цены низкими, чтобы выбить с рынка более мелких конкурентов. Поэтому глобального роста цены на этот напиток скорее всего не будет.

Сложнее с водкой. Здесь ставки акцизов выросли на 15 процентов. Это не должно означать, что и цена автоматически поднимется так же: в теории рост цен должен составить 3—5 процентов. Но производители уже намекают, что цены могут вырасти даже не на 15, а на все 20—25 процентов. Почему? Причин две: объективная и субъективная.

Первое: из-за того, что водка чрезвычайно простой в производстве продукт, большую часть ее цены занимают акцизы, налоги и посреднические накрутки. Поэтому повышение акцизов напрямую влияет на цену. А второй фактор заключается в том, что сам по себе водочный рынок практически никак не регулируется государством, в то время как само производство практически полностью в его власти. Поэтому рыночный сектор немедленно воспользуется повышением ставок акцизов, чтобы извлечь дополнительную выгоду.

Об этом говорит и весь опыт предыдущих акцизных атак: неустойчивый, полутеневой рынок мгновенно вдвое, втрое накручивал повышение. А производители, лишенные собственных дилерских сетей, не могут реально влиять на этот процесс. Впрочем, ситуация может измениться уже к лету: сейчас новое руководство “Росспиртпрома” ведет активную работу по формированию таких сетей розничных продаж. Но рассматривать их как реальный фактор, влияющий на ценообразование, можно будет не ранее чем через полгода. А цены на водку до того уже вырастут и установятся.




Партнеры