АЛСУ НЕ ВИНОВАТА

16 января 2003 в 00:00, просмотров: 262

За первую неделю 2003 года, по официальным данным, бензин подорожал в среднем по стране почти на два процента. И это при том, что официально прогнозировали существенное снижение цен в течение первых трех месяцев! Но и это не предел. Официальные представители Российского топливного союза вчера заявили, что оптовые цены уже подросли на 5 процентов, а следовательно, в ближайшие недели скажутся на рознице. В ближайшие две недели, по прогнозам специалистов, литр бензина подорожает в среднем на один рубль.

“МК” еще летом предупреждал о подобном развитии — в связи с принятием поправок в Налоговый кодекс. Напомним, что принятые Думой в июне поправки не только увеличивали ставки акцизов на 45 процентов, но и изменяли порядок его взимания. С нынешнего года бензиновые акцизы предполагалось собирать не с 28 крупных нефтеперерабатывающих заводов, а с 30 тысяч АЗС. Причем в процесс уплаты акциза предполагалось включить всю цепочку “предприятие-посредник-розница”, придумав нечто вроде “круговой поруки”.

— Мы с самого начала говорили, что такую систему невозможно заставить работать по определению, — говорить член совета директоров РТС Алексей Небольсин. — Мы абсолютно согласны с тем, что нужно исключать из цепочки лишних посредников, но, извините, не такими же методами! В итоге на начало этого года мы получаем повышение цены на бензин. И скорее всего она будет плавно расти до весны и, видимо, к лету достигнет своего пика. Какого? Никто не берется теперь прогнозировать. На мой взгляд, на рынке светлых нефтепродуктов начала складываться абсолютно непредсказуемая ситуация. К чему это приведет, наверное, никто не возьмется предсказывать.

Действительно, кроме повышения ставок акциза и неразберихи, воцарившейся на рынке, появилось сразу несколько факторов, которые могут значительно повлиять на цену. Это прежде всего, как ни странно, великолепная конъюнктура на внешнем рынке: предполагается, что цена на нефть будет только расти и достигнет пика летом. В связи с этим российские нефтяные компании ударными темпами увеличивают экспортные поставки, значительно сократив внутренние. Иными словами, НПЗ посадят на голодный паек. Некоторые особо радикальные трейдеры даже говорят о возвращении “бензинового дефицита”.

Этому также будет способствовать и то, что совместное лобби отечественных нефтяных компаний вернуло себе наконец еще один экспортный канал — трубу через Вентспилс, что позволит существенно увеличить отток нефти из России. Между тем специалисты утверждают, что резервы повышения добычи нефти в основном исчерпаны, и ввод в строй новых мощностей можно ожидать не ранее осени. Как это все скажется на производстве бензина — трудно сказать, но специалисты сходятся во мнении, что не лучшим образом.

Интересно, что на фоне этой достаточно сложной ситуации разворачивается и попутная интрига. Крупные нефтекомпании, которые еще летом чуть ли не открыто позиционировали себя как прямое лобби новых поправок в Налоговый кодекс, ныне публично открестились от них, свалив все на Министерство налогов и сборов: мол, всю кашу заварили они, придумав такую забюрокраченную систему сбора акцизов, что в итоге собирать будет нечего. И в политбомонде уже заговорили, что в связи с откровенным провалом сбора налогов за прошлый год над министром Букаевым сгустились тучи. Фактически у него остался последний шанс реабилитировать себя: заставить работать новую систему сбора бензиновых акцизов. А как ему удастся это сделать, трудно сказать: ведь единственные его союзники в этом деле — нефтяные компании — уже ушли в тень.





Партнеры