ПРИЧЕСКА ИЗ БАКСА

Когда перед заграничным путешествием проходишь таможню, нет-нет да и дрогнет душа: вдруг найдут какой непорядок? Хотя вроде бы и денег везешь не больше положенного, и вещи все не “крамольные”... Корреспондент “МК” решил наконец избавиться от этого мандража и “сменить лагерь” — поработав на контрольно-пропускном пункте таможни одну смену.

Одна смена — это 12 часов. Добрые “дяди в зеленом” предложили мне выбор: либо с девяти утра до девяти вечера, либо с девяти вечера до девяти утра. Выбрала первое. Мой наставник Сергей предупредил сразу: “Не так-то это весело: бесконечная толпа, груды котомок...” “Где наша не пропадала, — подумала я, — зато буду королевой таможни, в окружении красивых и здоровенных мужчин!” Но зря я тешила себя надеждой. Оказалось, около половины таможенных служащих — дамы! Чтобы сюда попасть, для начала девушки должны получить высшее образование — пять лет от звонка до звонка. После стажируются. И только доказав всем свою незаменимость, можно рассчитывать на звание лейтенанта в международном аэропорту...

Если у вас в кармане больше полутора тысяч долларов или имеются какие-то культурные ценности — будьте любезны предъявить “сопровождающие” документы: декларацию, банковскую справку или разрешение на вывоз валюты, документ от Министерства культуры, который подтверждает, что вывозимые “достояния республики” приобретены законно и не представляют ценности для России.

Мой сопровождающий рассказал мне историю, которая произошла пару месяцев назад. Один товарищ решил вывезти из страны древнюю икону. Поверх настоящего слоя краски был нанесен свежий, и Богоматерь XVI века жулик выдал за Богоматерь века XXI. Но таможню не проведешь.

Теперь бедняге придется доказать, что он не стащил образ из Третьяковки, а купил его на легальном аукционе. Но даже если мошенник и оправдается — это административная ответственность — штрафа не избежать. Сумма штрафных санкций — от 50 до 200 процентов настоящей стоимости контрабанды. Интересно, на какую сумму “попадет” бедняга?

Изъятые ценности путешествуют по спецхранилищам, которые находятся на территории аэропорта. В течение первых двух суток раритеты хранятся в одноэтажном хранилище. Здесь инспектора-искусствоведы изучают контрабанду, заполняют все необходимые документы, а после перевозят в хранилище посерьезнее — с суперусиленной охраной. Именно здесь ценности могут храниться несколько лет кряду, пока не закончится следствие и не будет установлено “происхождение” контрабанды. Мне разрешили побывать в первом хранилище. В одной из комнат пахнет дедушкиной библиотекой и бабушкиным сундуком. На полочках аккуратно разложены шесть икон XVIII и XIX столетий, а чуть ниже лежит книга про итальянских живописцев второй половины XIX века...

В первые десять минут моего “дежурства” задержали молодую девушку. Попалась она, можно сказать, на мелочи. Заявила, что у нее в кармане только полторы тысячи баксов. Но при осмотре дамской сумочки обнаружили 300 долларов сверх дозволенного.“Это правовое нарушение, а ведь можно было легализовать сумму прямо в аэропорту, гляньте, сколько вокруг вас банковских пунктов!” — читали нотацию служивые люди, но поздно, братцы, поздно! Интересно, что девушке после всех разбирательств все же вернут эти 300 долларов, но только после оплаты штрафа.

Подошла очередь проверить даму с пышной шевелюрой. Ставят на монитор дорожную сумку. Изображение... лично я не вижу ничего. Высветились какие-то крапинки, изгибающиеся линии, полный набор геометрических фигур. Во всем этом “беспределе” не обнаружили ничего ценного. Но инспектора оказались очень наблюдательными. Даму попросили пройти в спецкомнату — небольшое помещение с минимальной, “солдатской” обстановкой. Женщину попросили... причесаться. Выяснили — в свои излишне начесанные волосы она запрятала пачку стодолларовых банкнот. Чтобы “зелень” не дай бог не выпала, прическу модница закрепила изрядным количеством шпилек. Но вот беда — уголок одной банкноты выглянул наружу...

Мой сопровождающий Сергей объяснил, что такая процедура называется “личный досмотр”. Она должна проходить в присутствии двух понятых.

— Не так давно, — рассказывает мой наставник, — задержали одного восточного юношу. В этой комнате его попросили раздеться. Все шмотки проверили, потом вызвали медслужбы, которые и обнаружили, что смельчак проглотил полкило героина.

— Полкило? Как же его можно проглотить?

— Представьте, можно. Мы сталкивались и с другими случаями, когда в организме девушки обнаружили почти килограмм проглоченных наркотиков — в резиновых контейнерах, конечно...

После событий в Америке 11 сентября “людям в зеленом” пришлось ой как не сладко. Ужесточили досмотр багажа. Особое внимание обращают на пассажиров, отъезжающих в США и страны исламского мира. В чемоданах выискивают оружие, деньги и наркотики.

Побывав в шкуре таможенника, я поняла, что если бы работала на мониторе, где просвечивают багаж, то народ перед моим носом вывозил бы доллары и героин тоннами. Ведь даже самый навороченный монитор не в силах “высветить” ни то, ни другое! И только по каким-то подозрительным приметам удается распознать нарушителя. Вот пример: девушка Маруся уж который год учится в одном из престижных вузов Швейцарии. На каникулы она приезжает в Москву. Отправляясь на очередной год обучения в Европу, девушка прихватила с собой на карманные расходы 6 тысяч евро и три тысячи баксов. Свои финансы студентка не задекларировала. При “рентгене” чемодана обнаружили уж слишком разбухший журнал, лежащий на дне сумочки. И только после того, как его вытащили, увидели аккуратно разложенные между страницами глянцевого издания купюры.

С особыми “почестями” встречают пассажиров из “стран повышенного риска”. Увеличивают число инспекторов и подгоняют специально натасканных собачек. Четвероногие помогают вычислить наркодилеров.

Старожилы таможенной службы поведали, что рейсы из Израиля — зрелище не для слабонервных. Кто же выдержит, когда узнает, что твой сосед по самолету, с которым ты в небе виски глушил и изливал ему душу, в кожаном ремне вез десятки крупных бриллиантов? А вот любителей покататься по Европе ловят с предметами старины — картинами, иконами и прочими раритетными штучками...

Могу сказать с уверенностью: таможенники — люди с колоссальной выдержкой и самообладанием. За 12 часов мне посчастливилось увидеть столько долларовых банкнот, брюликов и раритетных картин, сколько за всю свою жизнь не видела... Да, наверное, больше и не увижу...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру