Новослободские миражи

6 марта 2003 в 00:00, просмотров: 476

“Новослободская” — одна из самых оригинальных станций столичного метрополитена — в одночасье “потеряла лицо”. Теперь здесь не высаживаются “десантные группы” экскурсантов, не щелкают вспышки фотоаппаратов... Причина простая: несколько дней назад этот подземный дворец лишился своего главного украшения — разноцветных витражей.

Из 32 “стеклянных картинок”, вмонтированных в пилоны станции, сейчас демонтирована ровно половина — все, которые были размещены в ее центральном зале. Вместо них теперь пассажиры вынуждены любоваться огромными матово-белыми “заплатками”. Впрочем, кричать “караул” по поводу гибели замечательного памятника метрополитеновской архитектуры не следует. Ведь старые витражи отправлены на реставрацию, в которой они давно нуждались.

Необычное оформление для “Новослободской” создал в начале 1950-х замечательный художник Павел Корин. Как утверждают, именно ему пришла в голову идея украсить подземные залы светящимися разноцветными витражами. Однако в подготовленные мастером эскизы пришлось вносить коррективы: “вышестоящим инстанциям” не понравилось, что в кругах, прорисованных наверху каждого витража, изображены какие-то безыдейные геометрические орнаменты. Пришлось художнику дорисовывать для стеклянных панно пятиконечные звезды и сюжетные миниатюры на тему “труд и творчество советских людей”: “инженер”, “музыкант”, “ученый”...

Для изготовления уникальных “светящихся картин” удалось найти в Прибалтике запасы специального витражного стекла, привезенного сюда еще в довоенное время из Чехии, чтобы оформлять католические храмы. В первоначальном же варианте авторы проекта “Новослободской” собирались отделать ее так называемым урановым стеклом, имеющим очень красивый золотистый цвет. Проектировщики, естественно, не знали тогда, в 1950-м, что из урана изготавливают атомные бомбы. Поэтому когда один из них, архитектор Стрелков, отправился в министерство заказывать уран для нужд метрополитена, его чуть не арестовали, приняв за шпиона. Так что планы украсить “Новослободскую” урановыми стеклышками не осуществились — к нашему счастью. (Можно вообразить, как “фонила” бы станция, если бы подобный проект удалось реализовать!)

“Новослободская” вместе с тремя соседними станциями была открыта для пассажиров 30 января 1952 года, а глубокой ночью 28 июня подземные дворцы нового участка Кольцевой линии показывали товарищу Сталину. Это был последний визит “отца народов” в столичную “подземку”.

За прошедшие с тех пор полвека коринские витражи заметно “подурнели”. В них въелись пыль и грязь, некоторые стекла треснули от постоянной вибрации, а то и вовсе выпали. Охочие до сувениров пассажиры умудрились открутить мелкие детали с накладных металлических украшений, кое-где оказались сломаны целые секции декоративных решеток... Теперь все “стеклянные картины” с “Новослободской” перевозят в мастерские, где специалисты-реставраторы возвратят этим декоративным панно их первоначальный вид. Как сообщили корреспонденту “МК” в пресс-службе столичного сабвэя, помимо витражей будут отремонтированы и отчищены от полувековых наслоений копоти люстры на “Новослободской”. Предполагается, что все работы должны быть завершены к 15 мая.





Партнеры