Зона в цветах радуги

Если книгу обозревателя “МК” Марка Дейча “Коричневые” мог бы прочесть Ульянов (Ленин), он наверняка бы воскликнул: “Очень своевременная книга!” Всякий, мало-мальски знакомый с историей, знает, насколько опасна слабость власти. Именно в эти периоды фанатики разных мастей сбиваются в стаю и тянут к ней давно не мытые руки. Так случилось в России осенью 1917 года. Так нацисты захватили власть в Германии в начале 30-х.

Наших соотечественников замучила ностальгия по совку. Какую кнопку ни нажмешь — ящик наперебой показывает совковые фильмы. Так называемые звезды нашей эстрады и кино взахлеб печалятся о том прекрасном времени, когда они были молодыми, а водка стоила три рубля. Их не печалит то, что тогда дышать было нечем, а за крамольные мысли вслух можно было угодить в тюрьму или лагерь. Видимо, лагерная школа, которую прошел автор “Коричневых”, одарила его мощной прививкой против ностальгирующих по зоне. Недаром рвется на растяжки лагерная поговорка недавнего прошлого: “Ты мне как глоток озона — родная зона!”

Паралич власти, о котором пишет Дейч, породил множество нацистских и пронацистских организаций. Скрупулезно, снимая срез за срезом, журналист исследует и прикалывает в свою коллекцию коричневых разных мастей. Быть может, кому-то покажется излишней эта кропотливая исследовательская работа. “К чему?” — воскликнет иной обыватель. Еще вчера гремела “Память”, а сегодня Дмитрий Васильев — добропорядочный новый русский буржуа. Он сумел сделать свой небольшой капитал на политике и теперь стрижет купоны... Но это иллюзия. Россия больна. Трихины, о которых еще в позапрошлом столетии предупреждал Достоевский, оказались весьма живучи. Они прочно внедрились в организм России и не собираются покидать его. Конечно же, возможность исцеления была — когда Ельцин собирался устроить процесс над красными. Коричневые и красные всегда были близнецами-братьями. Недаром же гитлеровские генералы учились в советской военной академии, а советские маршалы ездили в Берлин делиться опытом.

Но процесс обернулся фарсом. Красные теперь доказывают с пеной у рта, что они не похожи на большевиков. От нацистов открещиваются. В общем, “я не я, и лошадь не моя”. В такие периоды беспамятства работа журналистов и историков обретает особый смысл. Они напоминают соотечественникам об опасности беспамятства и идеализирования прошлого. Один из разделов книги так и назван — “Наци и власть”. Дейч развенчивает мифы красных о благих намерениях их учителей — Ульянова (Ленина), Бронштейна (Троцкого) и Джугашвили (Сталина). Жажда сильной власти омрачала головы не только обывателей, но философов и мыслителей. Достаточно вспомнить послевоенный Париж и экзальтацию российских эмигрантов первой волны. В Сталине они увидели достойного наследника российских императоров. Николай Бердяев приветствовал советских воинов-освободителей. Забывая о том, что вслед за ними шли отряды СМЕРШа, устанавливавшие советскую власть в странах Восточной Европы.

Важно, что книга-напоминание Марка Дейча издана “Террой” любовно и со вкусом. Она иллюстрирована известным художником Алексеем Мериновым. Для горячих красно-коричневых голов и их почитателей — это ледяной душ. Способен ли он отрезвить тех, кто призван пресекать пропаганду терроризма и защищать население от фанатиков? Безусловно, если представители прокуратуры и судов хотя бы на миг задумаются о судьбах своих и чужих детей. Дейч предупреждает об опасности.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру