Серебряный век Владимира Маканина

30 апреля 2003 в 00:00, просмотров: 207

Издательство “Материк” выпустило четыре прекрасно оформленных тома Владимира Маканина: на обложке — яркий коллаж живописных полотен с фотопортретами писателя.

Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ вместе с литмузеем “Серебряный век” по этому поводу пригласили писателей, главных редакторов “толстых” журналов, журналистов и общественных деятелей.

Произведениям лауреата литературной премии Букер и Пушкинской премии фонда Тепфера Владимира Маканина придают особое дыхание музыкальные темы, его герои любят романсы и песни. Стипендиаты Фонда Катя Баканова (музучилище им. Гнесиных) и Павел Быков из Академии Гнесиных талантливо исполняют эти популярные вещи.

В камерной обстановке писатель коснулся проблем изящной словесности. Хорошие слова он произнес о просвещенном русском читателе 60—80-х годов, он изучил Достоевского, познакомился с Кафкой, Фолкнером... С острым любопытством этот читатель проглотил вещи современных авторов, сказавших правду о суровой советской действительности сталинской поры. По мнению В.М., эти вещи в художественном смысле находились на уровне детского лепета, но он не мог отрицать, что у этой литературы была высокая миссия.

В каком состоянии сейчас находятся читатель и современная литература? Писатель обнаруживает настоящий драматизм в их взаимоотношениях: “Литература росла, а вкусы читателей упрощались”. Маканин решительно не согласен с утверждением, что современная литература испытывает кризис. Он прибег к метафорическому сопоставлению: русский читатель сразу родился умудренным старцем, а литература была ребенком. Шло время. По мере того как взрослела и совершенствовалась литература, читатель, говоря грубо, впадал в детство. “Теперь она катит своего читателя в коляске, а он издает свое наивное “агу-агу”. Наши писатели выросли, а читатели деградировали до телевидения. Сейчас они соответствуют друг другу”, — вынес суровый приговор телевидению писатель.

Однако Маканин пощадил интеллигентных читателей. По его мнению, они переключили свое внимание от беллетристики к философии. Самому Маканину интересно читать молодых прозаиков, чей внутренний и профессиональный “колодец” глубок. Владимир Семенович назвал пока одно имя — Олега Павлова, лауреата премии Букер-2002.




Партнеры