Как “Tату” отменили в Aнглии

5 мая 2003 в 00:00, просмотров: 597

Первого мая в Лондоне слегка похулиганили местные антиглобалисты.

На второе мая в британской столице тоже было запланировано хулиганство. На этот раз музыкальное, причем со страстным сексуальным подтекстом. Будоражить добропорядочную английскую публику собирались наши девушки из “Тату”, международная карьера которых дошла уже до сольных концертов на родине рок-н-ролла. Однако события стали развиваться по непредвиденному сценарию, и в итоге “татушки” вляпались

в скандал европейского масштаба.


Главный лондонский таблоид “The Sun”, порадовав поначалу глаз за утренним кофе игривым заголовком “Ta Ta Tatu”, мгновение спустя напрочь омрачил первое же утро на родине Шекспира и “Битлз”. Ладно снимок из той самой похабной фотосессии, где сквозь жирно намазанные черной тушью ресницы и темные тени на тебя глядят тяжелым глазом не трогательные в своей простоте школьницы, а уставшие работницы портового борделя в призывном исподнем с бретельками и кружавчиками. Но главный материал 17-й страницы, что, собственно, глубоко потрясло и конкретно обломало, неожиданно призывал “немногих обладателей билетов на концерты “Тату” не волноваться, ибо кассы вот-вот начнут возвращать деньги…”


Дело было 30 апреля. Концерта ждали 2 мая. “ЗД” раструбила еще за неделю, что вот едем, лучшие места застолбили, не ровен час в Ее Величество Лизавету или принца Чарльза, отплясывающим на пару “Я сошла с ума”, вляпаемся. Мол, столь беспримерен и всеохватен ажиотаж вокруг “Тату” в Европе в целом и на туманном Альбионе в частности. “И чего я теперь, собственно, ищу в этом привокзальном кафе на Паддингтоне, отпаивая себя крепким маккиато после нервного и сумбурного полуночного перелета из Москвы?” — удивленно задавал я себе вопрос после знакомства с 17-й страницей “The Sun”, почти давясь сразу опостылевшим маккиато. Вспомнилось, как в “Шереметьево” у соседней стойки регистрации на другой рейс до Лондона загружалась целая компания товарищей из постановочной фирмы. Они колоритнейшими мазками живописали захватывающие картины двухъярусной сцены, грандиозного подиума, ведущего к отдельной “клубной” зоне в центре 12-тысячной “Уэмбли-арены”, где в перебивку с “Тату” будет клубить DJ Spider, радуя английских подростков продвинутыми рашн-миксами тату-хитов.

Пока “Сан” разъясняла “немногим обладателям билетов” способы возврата своих кровных фунтов, воздушное пространство Европы с востока на запад пересекали также участники альтернативной банды “IFK”, зафрахтованной продюсером “Тату” Иваном Шаповаловым для живого аккомпанемента, и собственно “Тату” с г-ном Шаповаловым во главе. “Двинуть, что ли, в аэропорт с букетиком, под обезумевшего фаната закосить? — мелькнула шальная мысль. — Взять автограф на 17-й странице “Сан”?” Видать, маккиато ударил в голову…

Последний раз в Лондон меня заносило два года назад, на концерт Мадонны. Весь город, начиная с аэропорта, был увешан тогда рекламой тура “Drawn World”. Ныне в Лондон ехалось, почти как тогда на Мадонну — все-таки всемирный бэмс на почве “Тату”. Континентальная Европа на ушах, это факт. Пали чарты уже и на Тайване. А в Камбодже даже рекламу мыла на ТВ озвучивают татушными аккордами. Об этом в Лондоне мне поведала Даша Пушкова, русская сотрудница Би-би-си, срочно вызванная в Лондон из Москвы освещать визит “Тату”.

В аэропорту же “Хитроу” ничто о грядущем шоу “Тату” не возвещало. Чихающая пограничница восточных кровей (только б не атипичная пневмония!), получив в ответ на вопрос: чего я к ним приехал? — торжественную руладу про “Тату”, на минуту задумалась и сказала: “А-а, это такие маленькие смешные девочки? Они русские? У них концерт? Нет, ничего не слышала”…

Вместо аэропорта я все-таки отправился к отелю “St.Martin’s Lane”. По дороге в метро обнаружилась и пара рекламных плакатов. Все правильно — “Тату”, “Taste of Russia”, “Уэмбли Арена”, 2 мая; город Манчестер — 4 мая, билеты в продаже… “Сент-Мартинс” — суперэстетское местечко, дизайнерский отель, сконструированный моднющим французом Стефаном Кларком. Дорогущий, весь в разноцветном пластике и минималистских прибамбасах. Простейший номер — под 400 фунтов (почти 600 долларов) за ночь. Почти все звезды, приезжая в Лондон, квартируются теперь именно в “Сент-Мартинсе”. Даша уже дежурила у входа с бригадой “Liquid News” — “Жидких новостей” с третьего канала Би-би-си. Их страшно интересовал разгорающийся скандал. Они стояли у входа, поджидая “Тату”. Вышел охранник: “Вам разрешено здесь снимать?” “Это — тротуар, общественное место, нам не нужно разрешение”, — твердо парировала Энни, мясистая и крепко сбитая операторша, почти жонглируя не самой легкой камерой с треногой. Охранник ретировался в угрюмом безмолвии.

Вот и “Тату” подкатили на двух минивэнах. Девочек поместили в один номер, Ваню в другой. Номера средней, по меркам отеля, руки — по 700 фунтов за ночь. Заказаны и оплачены “Полидором” — рекорд-мейджором, выпускающим в середине мая на британский рынок второй сингл “Тату”. “Not Gonna Get Us” (“Нас не догонят”). Клип уже вовсю ротируется на здешнем MTV — раз в полчаса. Английская пресса отреагировала на новинку с сарказмом: мол, девицы сбежали из тюрьмы, где им, развратным, по большому счету и место, а убегая, кокнули Ваню Шаповалова (это он в клипе в шапке-ушанке) и, дескать, поделом. Юмор сей — отголосок бурной публичной дискуссии, разгоревшейся с особой остротой именно в Англии, стране традиционных консервативных ценностей и строгих правил. Пока фэны скупали сингл “All The Things She Said” (“Я сошла с ума”), водружая его четыре недели подряд на вершины чартов, ревнители морали и нравственности подняли нешуточный вой на всю округу, рисуя придумщика “Тату” И.Шаповалова “исчадием ада”, а сам дуэт — “провокацией для старых педофилов”, которые, насмотревшись на все это, пойдут шарить по подворотням в поисках невинных малолетних жертв…

Промотур (со съемками и интервью накануне релиза второго сингла), как оказалось, удачно совпал с запланированным концертом на “Уэмбли”. Концертом же занималась экспортно-импортная фирма “Славянский базар” под управлением наших соотечественников, которая пару месяцев назад решила вдруг на волне татумании к традиционным статьям русского “экспорта-импорта” типа икры и водки добавить новый русский брэнд “Тату”, этакий музыкальный деликатес нежно-розовых тонов. “Taste of Russia” — “Вкус России”. Чем не лосось под маринадом?

Через 15 минут после заезда “Тату” в “Сент-Мартинс” организаторы концерта устраивали на другом конце Сити, в “Хилтоне”, свою пресс-конференцию, где и прозвучало то, что уже утром написала “Сан”. Ведущая “Жидких новостей”, стоя на общественном тротуаре у входа в “Сент-Мартинс”, с многозначительным надрывом в интонациях описывала коллизию: “Тату” только что приехали. Их продюсер заявляет, что они готовы выступать, в то время как организаторы собрали пресс-конференцию и заявили об отмене концертов. Ничего не ясно, кроме того, что в шоу-бизнесе царит хаос. В эфир включаются организаторы. Директор фирмы Владимир Бобков: “Менеджмент “Тату” нарушил все условия ими же подписанного контракта. Мы вынуждены отменить концерты, хотя очень об этом сожалеем”. В это время “Тату” уже успели в сопровождении опекунши добежать до соседнего с отелем салона красоты. Вероломная камера Даши выхватывает Юлю и Лену с ватными тампонами между растопыренными пальцами ног и рук, на ногтях сохнет свежий лак. Они щебечут в микрофон: “Хелло! Хорошие новости! Мы — “Тату”, и мы — в Лондоне!” Ведущий из студии завершает сюжет вопросом Даше в прямом эфире: “Ну, что, а девочки-то живут в одном номере?” Даша, смущенно хихикнув, жмется: “Ну, я точно не знаю, но, думаю, что да — они делят один номер на двоих, — обретая уверенность к концу фразы заключает Даша. Конец сюжета. Прогноз погоды…

Еду в “Hilton”, где только что разорвалась информационная бомба. По дороге дочитываю “Сан”: “Самая скандальная штучка на поп-рынке последних лет, похоже, нарвалась на неприятности. Британский мини-тур эпатажного лесбо-дуэта срывается из-за провалившейся продажи билетов. Пока дети раскупали их сингл “All Thе Things She Said”, отцы и матери по всей стране категорически запрещали им даже думать о том, чтобы идти смотреть живое лесбийское порно-шоу на сцене… В результате тысячи билетов по цене от 22 до 28 фунтов на концерты тура “Taste Of Russia” остались нераспроданными. К слову сказать, лишь немногих из тех, кто приобрел билеты, можно считать блудливыми престарелыми педофилами. На концерты в основном рвалась молодежь… К тому же администрация “Уэмбли арены” назвала совершенно неприемлемым намерение Ивана Шаповалова вывести на сцену 300 школьниц в форме. Они сказали, что это “абсолютно неприемлемо как по соображениям безопасности, так и морали…”

Владимир Бобков, которого удалось разыскать после пресс-конференции в “Хилтоне”, по сути подтвердил написанное “Сан”, добавив лишь несколько нюансов, из которых вытекало, что продюсер Шаповалов не столько “исчадие ада”, сколько необязательный и взбалмошный партнер, с которым совершенно невозможно иметь дело. По его словам, все два месяца, прошедших после подписания контракта с компанией, которой управляет Шаповалов, организаторы провели, как на вершине проснувшегося вулкана. Несколько раз менялся технический райдер, вырастая в стоимости с изначальных 15 тысяч фунтов до 26, а под конец и до всех 75 тысяч, что, как сказал г-н Бобков, “эквивалентно запуску космического корабля в космос в течение 90 минут концерта”. Это когда они за неделю до даты второй ярус с тремястами школьницами придумали. Ему говорят: “Ваня, там 20 рядов с 1000 самых дорогих мест, которые уже проданы”. “Ну передвиньте”, — отвечал Ваня. “Когда мы только заикнулись об этом, на “Уэмбли” на нас как на придурков посмотрели, — жалуется г-н Бобков. — Здесь никто так не ведет дела. На “Уэмбли” все рок-звезды перевыступали. Есть же контракт, — говорили мы Ване. — А он в ответ: “Это было вчера. Забудьте”. Сложности возникли и с гонораром. Договаривались о 120 тысячах фунтов за три концерта (два в Лондоне, один в Манчестере), потом они захотели 200 тысяч, а потом сказали, что сыграют только 2 концерта, но за те же 200 тысяч фунтов (300 тысяч долларов).

Однако, по словам Бобкова, экономические причины были лишь частью проблемы, загубившей первый во всемирной истории концерт русской группы на “Уэмбли”. Две недели назад, когда на сайте “Тату” было выложено объявление о сборе массовки из школьниц на концерт в Лондон, “Daily Star” разразилась скандальнейшей статьей с обвинениями Шаповалова в планируемом массовом растлении малолеток. Мол, спасите наших деток. Руководство стадиона не на шутку струхнуло. Как говорит Владимир Бобков, “Уэмбли” — достаточно консервативная организация, несмотря на то что они проводят все топовые рок-концерты. Они щепетильно относятся к своему имиджу. Есть британское законодательство, очень жесткое в этом плане. Можно многое, но не все. Когда услышали про 300 девочек и это просочилось в прессу, утверждавшую, что планируется чуть ли не массовый стриптиз, мы сказали: “Вань, это нереально, технические условия — это одно, а нарушение британского законодательства на трибунах “Уэмбли” — совсем другое. Нас же пересажают всех на фиг…” “Нет, нет, — говорил Ваня, — это надо сделать обязательно”. “Уэмбли” потребовало письмо с гарантией, что не будет провокаций, но фирма такого письма не прислала. К тому же Шаповалов сообщил, что если не выполнят всех условий, то перед концертом он предоставит справку от врачей, что у Юли проблемы с горлом и ей нельзя петь. “Когда страховая компания услышала про справку — а мы не могли не сообщить им об этом, — она тут же отозвала свою страховку, а в Англии, как объясняет г-н Бобков, ни одно массовое мероприятие нельзя провести без обязательной страховки. Мы вынуждены были отменить концерт…”

Тем временем промо-тур накануне выхода второго сингла “Тату” в Англии шел своим чередом, и скандал с отменой концерта, может, и подмочил какую-то репутацию, но зато добавил “Тату” с десяток совершенно незапланированных “Полидором” репортажей и телесюжетов в выпусках самых горячих новостей.

Полдня съемок для самой главной музыкальной передачи Би-би-си “Top Of The Pops”. “Бурные аплодисменты для “Тату”, — командует режиссер, и зрительская массовка — такие же толпы восторженных тинов, что днюют и ночуют у нас в “Останкино”, — принимается с энтузиазмом безумствовать. “All The Things…”, “Not Gonna Get…” и неожиданная в своем лиризме, почти балладная “How Soon Is Now”… Экстаз фанатского обожания достигает пика. Блиц-интервью. Лена блестяще, грамотно и бегло щебечет по-английски, пока менее “языковая” Юля корчит в объектив рожицы. “Вас так любит молодежь, — спрашивает корреспондент, пузатый очкарик, так похожий на демонизированный здешней прессой образ похотливого педофила-татумана, — вы не думаете, что оказываете на нее вредное влияние?” “Как же мы можем оказывать вредное влияние, если нас любят?” — с виртуозностью матерого дипломата парирует Ленок…

“Сломалась” “CD UK”, антитатушный оплот английского музвещания, запретившая в своем эфире “All The Things…”. Теперь и там зазвучат “Тату”. “Полидору” сингл надо продавать…

Туда-сюда с озабоченным видом бродит Ваня Шаповалов. Конечно, 200 тысяч жалко… Но кто знал, что так все обернется и что на самом деле у него, детского психиатра по образованию, на уме? По крайней мере причины случившегося он анализирует под явно психиатрическим углом:

— Недостаток любви между нами и организаторами оказался критическим, когда нужно было решать вопрос об избытке страха между организаторами и английским обществом. В этой ситуации все-таки победил страх, а любви не хватило.

— На репутации “Тату” эта отмена отразится?

— Ну конечно.

— Что же делать?

— Надо просто дать возможность другим букинг-агентам провести этот концерт. Провести так, как он должен пройти, а не так, как кому-то хочется.

— А как же страх перед обществом?

— Надо взять таких букинг-агентов, которые не напуганы.

— Они есть?

— Конечно.

— Со своим мейджором ты рассуждаешь о недостатке любви так же, как с этими несчастными организаторами?

— Иногда находятся компромиссы, иногда не находятся, и кому-то приходится уступать.

— Кому же чаще?

— Когда кому-то чаще приходится уступать, это говорит о неравенстве позиций. В результате чего одна из сторон выходит из отношений. Пока мы — в отношениях. Это значит, что есть баланс.

— Грядет “Евровидение”. Обращались ли оттуда с просьбами, которые можно расценить, как проявления пресловутого страха?

— Конечно, обращались.

— И что?

— Никаких обещаний я им не давал. Но надеюсь, что “Евровидение” не отменят.

— Как ты определяешь для себя границы дозволенного?

— Только тем, что внутри, понимаешь?

Компания “Полидор” никак не отреагировала на лондонский скандал с отменой концертов. Да и правильно, собственно, сделала — им-то что! Пока “Тату” ходовой товар, с ним будут носиться как с писаной торбой и стричь купоны. В глазах английской публики вся история выглядит беспонтовой разборкой между русскими, у которых, как всегда, все не как у людей. Жаль несчастный “Славянский базар”, “попавший”, по их подсчетам, на полмиллиона баксов. Теперь они грозятся, что не пожалеют еще ста (тысяч), чтобы стереть фирму Шаповалова в порошок. Со дня на день в арбитражный суд Москвы, как предусмотрено контрактом, будет подан иск. Тем временем “Тату” остается парадоксальным примером неподражаемого русского поп-прорыва всемирного масштаба. Парадоксальным потому, что в отличие от многих наших поп- да рок-мечтателей Шаповалов с “Тату” даже в мыслях не стремились к успеху, столь нежданно их постигшему в одночасье. Возможно, это подтверждает алогичный на первый взгляд тезис детского психиатра Шаповалова: “Просчитывать что-либо в шоу-бизнесе крайне вредно”.




Партнеры