Cемерых одним... проколом

Любая операция для человека — травма. Не только физическая, но и психологическая. А еще — болевой синдром, различные осложнения, рубцы, уродующие тело... Как уменьшить хирургическую агрессию? Уникальный способ убирать одним махом все болячки с помощью лапароскопа без разрезов — через небольшие проколы — с успехом применяется в Центре эндохирургии и литотрипсии.

Рассказать о том, как это делается, мы попросили главного хирурга центра, доктора медицинских наук, профессора Олега Эммануиловича Луцевича.

— Еще лет пять назад об этом хирурги могли только мечтать: сочетание оперативных вмешательств, когда одному больному делается 2—4 операции одновременно — например, удаляют сразу миому матки и раковые опухоли надпочечников и т.д. Такой способ позволяет избавить человека от необходимости ложиться на операцию дважды.

Экономия, если это слово применимо в данном контексте, получается буквально во всем. Мы экономим время больного — фактически он тратит на лечение двух и более заболеваний столько же дней, сколько на одно. Кроме того, сочетанная операция стоит меньше, чем несколько операций по отдельности. А такой немаловажный (особенно для женщин) эффект, как косметический! Проколы вместо разрезов и использование в операциях лапароскопа оставляют на теле еле заметные точки вместо огромных обезображивающих тело рубцов.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Больная Анна Михайловна пришла в ЦЭЛТ по поводу миомы матки. Пораженный орган мы решили удалить. Перед операцией детально обследовали. Компьютерный томограф показал, что и с почкой у пациентки не все в порядке — есть опухоль. Заведующий гинекологическим отделением Дмитрий Запорожцев пригласил на операцию нашу бригаду из хирургического отделения.

Надо сказать, в нашей стране практически никто этого не делает. Конечно же, к этой операции готовились заранее — разрабатывали стратегию и тактику ее проведения. Сначала отделили пораженную почку. Затем поместили ее в пластиковый контейнер (а проще говоря, в небольшой мешочек), который через прокол просунули внутрь пациентки. Устье контейнера (или отверстие мешочка) вывели наружу. В него вставили специальный аппарат — морцеллятор. И включили его. Крутящаяся фреза рассекла и размельчила уже отрезанную пораженную почку на мелкие кусочки. Потом разрушенный орган по частям удалили из мешка. Вот и все.

А теперь на минуточку представьте: все эти манипуляции хирурги проделывали внутри человека без разреза. Скажете, фантастика? Ничуть. Это реалии современной медицины.

После удаления почки к “станку” встали хирурги-гинекологи. Для последующих манипуляций больную опять-таки не “вскрывали”. Просто перевернули ее с бока на спину и приподняли ноги — в таком положении проще всего добраться до матки. А еще развернули в другую сторону лапароскоп. Удалить пораженную миоматозными узлами матку тоже не составило труда.

Вообще, в онкологии лапароскопия пока не прижилась. Во-первых, потому, что у наших хирургов слишком сильны традиции полостных операций. Во-вторых, принято считать, что при лапароскопических вмешательствах по поводу рака трудно соблюсти принцип радикальности.

Достоинство сочетанных операций прежде всего в том, что можно одновременно оперировать многие органы. Например, недавно в ЦЭЛТе больному “за один наркоз” сделали сразу 4 операции: удалили желчный пузырь, две разные грыжи и аденому предстательной железы. И такое, оказывается, возможно. А если учесть, что больному было 76 лет, то нетрудно догадаться еще об одном преимуществе — такие операции можно делать в любом возрасте.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Женщина средних лет, назовем ее Марина, обратилась в ЦЭЛТ с целью удалить желчный пузырь, набитый камнями. Операция в медицинской практике в принципе привычная, хорошо отработанная. Хирурги на ней, как говорится, руку набили. В общем, мы вместе с бригадой хирургов готовились как к рядовой операции. Привычно ввели в брюшную полость лапароскоп. По давно уже сложившейся практике сначала осмотрели все внутренние органы. Тут-то и обнаружились небольшой поверхностный метастаз в печени и опухоль толстой кишки.

До операционного стола ни сама пациента, ни доктора не подозревали онкологии. Это была случайная “находка”. Небольшой метастаз был прикрыт желчным пузырем, и выявить его с помощью УЗИ до операции не удалось. Предположить же наличие опухоли толстой кишки у молодой женщины при полном отсутствии жалоб было еще труднее. Сразу пришлось менять тактику операции: удалять и метастаз в печени, и опухоль кишечника, и решать первоначальную задачу операции — убирать проблемный желчный пузырь.


ДЛЯ СПРАВОК:

Многоканальный телефон Центра эндохирургии и литотрипсии: 788-33-88.

Врачи ЦЭЛТ консультируют и в Интернете на сайте клиники по адресу: www.celt.ru

Лицензия серия МДКЗ №12781/4240 выдана Комитетом здравоохранения Москвы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру