За Pодину! За Pоманцева!

Футбол. Кубок России.

Финал 15 июня

“Спартак” — “Ростов” — 1:0 (1:0)

Гол: Титов, 28.

22000 зрителей.


Уверен: это был самый необычный финал Кубка страны, по крайней мере за последние лет десять. Дело даже не в том, что игру такого масштаба не показывали по общедоступному ТВ (подробнее об этом — на 1-й стр.). И не в том, что, едва стала известна пара финалистов, игру прозвали “ростовским дерби” (спартаковские руководители — Андрей Червиченко и Александр Шикунов — донских кровей).

В другом дело, совсем в другом. Конфликт между президентом красно-белых Червиченко и главным тренером Олегом Романцевым, тлеющий не первый день (слышал, что они не разговаривают аж с начала сезона), разгорелся не на шутку буквально накануне финала. Когда Олег Иванович собрал в Тарасовке телевизионщиков (газеты из-за праздников не выходили) и рассказал им, что не собирается в отставку даже в случае поражения, о чем ходили слухи уже давно. А еще — о том, что крайне недоволен политикой клубного руководства и амбициями отдельных персоналий. Фамилии не назывались, но даже самому отмороженному фанату понятно было, что речь в первую очередь — о президенте.

На что мог рассчитывать “Спартак” в такой ситуации — в разгар клубной междоусобицы (на трибунах даже появился самодельный плакат: “Червиченко, убирайся”)? Притом что в соперниках у красно-белых был не кто-то, а клуб — открытие чемпионата-2003?..

Казалось бы, не на что девятикратным чемпионам России надеяться. И не на кого.

И на тебе — такой триумф! Триумф автора единственного гола Егора Титова и юного вратаря Зуева. Самоотверженного Ковтуна и изящного Саши Павленко. Но в первую очередь — кто-то не согласен — триумф Романцева. Как бы кто к нему ни относился...



Когда “Спартак” раз за разом выигрывал чемпионаты России, то победы в Кубке страны (их в новейшей истории было две — в 94-м и 98-м) воспринимались куда более спокойно, как, впрочем, и поражения. Но надо было видеть, как же красно-белые, провалившие прошлый сезон и неудачно стартовавшие в нынешнем, радовались, одолев в финале-2003 ростовчан!

...После того как Кубок был наполнен шампанским, Олег Романцев дал команду: “Так, пускаем по кругу. Сначала футболисты. Правда, с такими игроками нам может и не достаться...” Первым под крики “пей до дна!” игристый напиток пригубил капитан — Егор Титов, а завершил торжественную процедуру сам главный тренер. После этого Олег Иванович обратился к футболистам — и в первую очередь к многочисленной молодежи — с напутствием: “Сегодня вы почувствовали, что такое сырое мясо. Но в этом мире есть еще медали чемпионата России, Олимпийских игр, чемпионатов Европы и мира... Так что дерзайте, молодые! Все в ваших руках”.

— Скажу прямо: сегодня мы все играли за Олега Ивановича, — признался в интервью “МК” спартаковский капитан Егор Титов. — Я только о нем и думал. И многие ребята тоже. Вокруг Романцева ходит много различных слухов, и очень хотелось выиграть, чтобы их развеять.

— Это твой второй Кубок. Первый был выигран в 1998 году...

— Из того состава остался в команде я один. У меня были великолепные партнеры. Я не хочу сказать, что нынешние хуже. Просто испытываю ностальгию по игре с Цымбаларем, Ширко, Ананко, Тихоновым, другими ребятами.

— Пять лет назад “Спартак” также выиграл со счетом 1:0.

— Но игры эти разные. Тогда мы абсолютно не сомневались, что обыграем “Локомотив”. Сегодня же я не был уверен в победе ни до игры, ни после того, как повели в счете. Ведь фаворитом был “Ростов”. Не знаю, на каком он месте, вроде в пятерке, но мы-то — в конце...

— За счет чего же вы выиграли?

— В первую очередь — за счет желания. Мастерства-то у нас не много. Эмоциональный настрой превосходил качество игры, многие бежали быстрее мяча, а голова думала не так, как надо. Отсюда и обилие ошибок.

— Ощущаешь себя героем матча?

— Да какой он герой! — вступает в разговор Владислав Ващук. — Подумаешь — мяч в голову попал. Или нет? Егор, ты как вообще, умеешь головой играть?

— Влад, — тут же переключаюсь на Ващука, — ты в “Спартаке” недолго. С другой стороны, игрок ты опытный. Какие ощущения от победы?

— Какие могут быть ощущения? Это — Кубок. Это — престиж. Приятно быть победителем. Даже в Киеве мы его выигрывали далеко не каждый год. Рад до глубины души. Особенно от того, что та игра, которую мы показывали, и то место, которое занимаем в чемпионате, положительных эмоций дать не могли. И нынешняя победа — это та точка опоры, от которой мы оттолкнемся и пойдем выше, выше, выше...

— Это реально?

— Ребята в тренера, в президента, в себя верят, в игру. Думаю, что у нас будет классная команда, мы еще усилимся, и все будет нормально.

— Верил, что выиграете?

— Если не верить, то зачем выходить на поле?! Хотя, конечно, я знал, что будет тяжелая игра, и боялся, как бы молодые ребята не перегорели. Бывают такие серьезные матчи, когда они могут перегореть... К счастью, этого не произошло.

— Почему во втором тайме “Спартак” слегка “подсел”?

— То, что мы вели в счете, давило психологически. А “Ростов” при этом все время шел вперед. И сказалась все та же неопытность многих ребят. Мы сбились на игру на вынос, перестали играть в пас. Но именно через такие игры опыт и приходит...

Героем встречи вполне мог стать и Роман Павлюченко, сделавший голевой пас Егору Титову, но не реализовавший несколько своих моментов.

— Какие чувства испытываешь?

— Кубок — это все в моей жизни. Первая большая победа. Раньше ничего столь значимого в футболе я не выигрывал. Просто счастлив. Эмоции бьют через край!

— Ты имел три выхода один на один с Близнюком и мог задолго до конца матча решить все проблемы. Почему не забил?

— Может быть, несобранность сказалась или отсутствие опыта. Забивать, конечно, надо в таких моментах... Но рук не опускал. Продолжал играть, хотел забить во что бы то ни стало. Постараюсь теперь исправиться в матчах чемпионата.

— Как настроение? — вопрос Максиму Калиниченко.

— Для меня эта победа — все! Больше нечего сказать. Пока даже не осознал, что же произошло...

— Вы что, сговорились, что ли, так отвечать? Ты ведь в отличие от молодых партнеров и чемпионат России выигрывал!

— А когда это было? Давно. При моем непосредственном участии — три года назад. В 2001 году был травмирован, прошлый чемпионат мы провалили. Вот то-то и оно, что вкус больших побед успел подзабыть...

— Эта победа добавит команде психологической уверенности?

— Только на это и уповаем.

...В “Спартаке” сейчас много легионеров, один из которых — бразилец Мойзес — блестяще провел кубковый финал.

— Сегодня мы победили, — говорит он, — потому что больше этого хотели и превзошли соперника в настрое. Матч показал, что наша команда способна на многое. “Спартак” — это великий клуб, и уверен, что и в чемпионате, и в Кубке УЕФА мы себя еще проявим.

— Что самое престижное сумел выиграть Мойзес-футболист в Бразилии?

— В составе юниорской сборной страны я становился чемпионом Южной Америки. В клубном же бразильском футболе очень сложная и запутанная система, существует много турниров. Так, вместе со своим клубом “Витория” становился чемпионом штата Байя и, что более значимо, чемпионом Северо-Востока Бразилии. Это — огромная территория, в турнире участвуют команды 8—9 штатов. Теперь вот одержал свою первую победу в России. Надеюсь, не последнюю...

Два футболиста в раздевалке “Спартака” не имели прямого отношения к победе над “Ростовом”, но тоже получили медали победителя Кубка. Это — пришедший на игру на костылях голкипер Баги и Дмитрий Парфенов.

— Дим, как чувствовал себя на трибуне?

— Тяжело было, как это всегда и бывает, когда остаешься вне игры. Вроде уже с августа не выхожу на поле, а привыкнуть никак не могу, волнуюсь больше, чем когда сам играл. Очень сегодня переживал за ребят и безумно счастлив за них!

— Что бы ты сказал об игре как простой болельщик?

— Игра получилась очень интересной. Команды создали много моментов, чего обычно в финалах не бывает. Напряжение сохранялось до самого конца встречи, так что болельщики должны были получить удовольствие. Особенно наши, спартаковские.

— Как нога? Когда увидим тебя на поле?

— Шурупы выкрутили, значит, кость полностью срослась. Уже это хорошо. А вот штифт еще в ноге. Не хочу в очередной раз загадывать, но надеюсь, что скоро буду тренироваться в полную силу, а затем и играть.

У многих спартаковцев — ростовские корни. Родом из этого города и технический директор клуба Александр Шикунов, который и играл за “Ростсельмаш”, и работал там начальником команды.

— Для нас очень важна эта победа, — заметил он, пытаясь спасти свой светлый костюм от душа из шампанского, устроенного Александром Павленко. — Даже больше, чем просто победа в Кубке как таковая. “Спартак” находился в легком кризисе, и именно после таких побед команды возрождаются. Тем более что постепенно все встают в строй, и мы можем с оптимизмом смотреть в будущее.

— Сразу после финального свистка вы направились к скамейке запасных “Ростова”...

— Поздравил всех с хорошей игрой, с выходом в финал. Сергей Балахнин — мой большой товарищ. Он, конечно, очень сильно огорчен, но для его утешения можно сказать, что “Ростов” достойно играл. Переживать я за ростовчан, естественно, не мог, но сейчас мне их жалко.

Войдя в раздевалку, президент “Спартака” Андрей Червиченко лично поздравил каждого спартаковца. И только после этого ответил на вопросы.

— Насколько важна эта победа с точки зрения ближайшего будущего “Спартака”?

— Во-первых, она важна сама по себе, ведь значимость Кубка еще никто не отменял. Мы ставим перед собой цель выиграть все турниры, в которых участвуем. Оступились в Кубке Лиги, но выиграли Кубок России и считаем, что еще не все шансы потеряны в борьбе за медали чемпионата. Сделаем все возможное, чтобы достать лидеров...

Итог празднованию кубковой победы в спартаковской раздевалке подвел один из тренеров команды Сергей Павлов: “Завтра — выходной, а во вторник автобус в Тарасовку отходит от Сокольников в 13.00”. — “Да? — удивился Владимир Федотов. — А я уже сказал ребятам, что встречаемся в четверг на игре”. Павлов посмотрел на коллегу подозрительно, но ничего не ответил...


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру