Конкурс

ЧТО — “Прогулка” (The Stroll)

Режиссер Алексей Учитель
В ролях: Ирина Пегова, Павел Баршак, Евгений Цыганов, Евгений Гришковец
Россия, 2003

СКАНДАЛ

“Прогулка” стала первой и, надеемся, последней картиной, чья пресс-конференция началась с публичного выяснения отношений. Кирилл Разлогов, программный директор фестиваля, принес извинения режиссеру фильма Алексею Учителю за формулировку, “недопустимую в рамках официальной пресс-конференции”: “Картина Учителя в основном ориентирована на отечественного зрителя и, на мой взгляд, особых международных перспектив не имеет. Поэтому ей надо было помочь — и мы поставили ее на открытие, чтобы она произвела максимальное впечатление” (см. “МК” от 11.06.2003). Эта непростительная оплошность киноведа стоила журналистам десятиминутной гневной тирады режиссера, который договорился до того, что предложил Кириллу Эмильевичу покинуть свой пост.


ДЕТАЛИ

Если же говорить о самой картине, то ее идея — события происходят в режиме реального времени — интересна и, несомненно, льстит самолюбию режиссера и сценариста. Но все же полуторачасовая прогулка трех молодых людей (Ирина Пегова, Павел Баршак, Евгений Цыганов) по Петербургу похожа скорее на разыгранный спектакль, реплики в котором актерам подсказывают суфлеры. Впрочем, вся троица — актеры театральные, из мастерской Петра Фоменко. Работать с актерами лучше, чем это делает театральный человек Фоменко, Учитель не смог. Эпизоды составили лучшую часть картины. Из них получилась бы очень остроумная зарисовка нравов жителей предпраздничного Петербурга. Отдельным бонусом можно было бы добавить небольшую роль человека-оркестра Евгения Гришковца, которому вообще режиссер не нужен.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Цыганов, актер:

— В реальной жизни возможны такие отношения, как в “Прогулке”?

— Мне кажется, что да. Не знаю, насколько мы в этом убедительны. Но в этой истории есть свои плюсы и минусы. Это все равно возможно — так или иначе.

— В фильме есть очень длинные планы. Сложно было так сниматься?

— Конечно, были какие-то сложности. Иногда было страшно. Когда мы снимали сцену с болельщиками “Зенита”, который проиграл “Спартаку”. А мы должны были идти в толпе и кричать: “Спартак” — чемпион!”, и уже начали собираться ребята, которые хотели как-то на нас отреагировать... Очень я благодарен фанатам “Зенита”, что они нас там не уничтожили. Город вообще живет своей жизнью, у него свои проблемы, свои боги, свои “Зениты”.

ЧТО — “YU”
Режиссер Франц Новотны
В ролях: Андре Айзенманн, Гедеон Буркхард, Давид Шеллер
Австрия, 2002

ДЕТАЛИ

Обычно пережившие межнациональные конфликты на собственной шкуре снимают фильмы о том, как это было. Здесь — ровно наоборот. Австрийский режиссер снимает о том, как он видит конфликт в бывшей Югославии. И помещает своих персонажей — троих великовозрастных оболтусов и неудачников (неудавшегося дипломата, мачо-бармена и писателя-коммуниста) из Вены — в экстремальную ситуацию военного конфликта. Где непонятно, кто на чьей стороне, кто стреляет, кто защищается, кто враг, кто друг. Полнейший абсурд ситуации режиссер усиливает, показывая великолепную природу тех мест. И даже не столько для того, чтобы противопоставить мир вечный миру цивилизации. Скорее для того, чтобы подчеркнуть, что его персонажи здесь — туристы, приехавшие за красотами природы, дешевыми девочками и выпивкой. Никчемные, ненужные люди в этом мире.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Франц Новотны, режиссер:

— Как в вашей стране относятся к нелегальным эмигрантам?

— Очень плохо. У нас консервативное правительство. Часть населения к этой проблеме относится спокойно, но в то же время тысячи людей выходили на улицы и выступали против эмигрантов. Я бы сделал картину, посвященную этой проблеме. Но мои коллеги уже делали подобные фильмы, и они очень сильно повлияли на общественное мнение. Хотя политика в результате победила.

— Троицу главных героев в фильме называют “индустриальным мусором”. Что вы хотели этим сказать?

— В той стране, в которую они попали из баловства, их рассматривают именно так. Это как туристы, которые приезжают в чужую страну с секс-туром. И в начале фильма они мне совершенно не симпатичны. И главное — они глупы. Я хотел показать человеческую глупость, которая приводит к печальным последствиям.

— На чьей стороне ваши симпатии?

— На стороне писателя. Он — самый лучший человек из троицы. Он более понятлив, чувствителен. Он первый, кто понимает, что происходит вокруг. И трагизм его истории в том, что он влюбляется в мужчину, который оказывается женщиной. И когда она умирает, он оказывается в полной растерянности.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру