Японские страданья а капелла

9 июля 2003 в 00:00, просмотров: 755

Четкий рисунок мизансцен, строгие контуры ролей, и даже передвигаются актеры на сцене по определенному маршруту. Шаг влево, шаг вправо — отступление от традиции, а это непозволительно в театре но. Древнейший японский театр привез на Чеховский фестиваль спектакль “Кагэкиё”, самые старые данные об исполнении которого относятся к 1446 году.

Справка “МК”: Но — музыкально-танцевальная драматическая форма, которая существует в Японии уже 600 лет. Все актеры — мужчины, причем многие — из старейших театральных династий. Они часто выступают в масках. В пьесе непременно присутствует один главный герой — ситэ — и один вспомогательный персонаж — ваки. Как правило, ваки — это странствующий священник, который задает вопросы ситэ и слышит его ответы. Хор — дзиутай — исполняет вокальные партии, а ансамбль — хаяси-ката — обеспечивает музыкальное сопровождение.

В фойе у входа за кулисы устроили “зону концентрации”, куда входить и вносить свои инородные тела строго запрещено. Наверное, там актеры заряжались перед выходом на сцену. Дело того требовало — один сюжет чего стоит. Храбрый военачальник Кагэкиё, выживший после проигранного его родом сражения, попал в плен к своему врагу Гэндзи. Видеть победу неприятеля он был не в силах, поэтому выколол себе глаза. Высланный на юг страны, стал вести жизнь отшельника. Молва об одиноком старце привела к хижине дочь Кагэкиё — Хитомару, которая отправилась в далекое путешествие в поисках отца. К счастью, все разрешилось благополучно. После долгих скитаний отец и дочь наконец нашли друг друга. Однако Кагэкиё уже чувствует близкую смерть и отправляет Хитомару обратно. А перед этим рассказывает ей о своих подвигах.

Спектакль больше похож на таинственный ритуал. Взять хотя бы костюмы. Кагэкиё — в темно-сером кимоно. Полы закреплены сзади у пояса, отчего фигура кажется широкой и приземистой. У Хитомару ярко-оранжевое узкое кимоно. Оба главных героя — в масках. Каждый из участников этого спектакля-ритуала чинно-неспешно выполняет определенную функцию. Два человека медленно выносят на сцену соломенную хижину, закутанную темно-розовым покрывалом. В ней-то и скрывается старец Кагэкиё.

Группа из шести товарищей в черно-серых кимоно, расположившаяся справа, — хор. Они сидят на коленях неподвижно и поют, рассказывая историю Кагэкиё. Два человека в центре управляются с особыми барабанами коцудзуми, и один играет на флейте. Правда, удары в барабаны, как и звуки флейты, довольно редки, так что основным двигателем действия остается голос исполнителей.




Партнеры