У смерти под крылом

29 июля 2003 в 00:00, просмотров: 457

Авиакатастрофой, в результате которой погибли три человека, завершился вечером воскресенья полет легкого гидроплана “Корвет”. Самолет с пилотом и пассажиркой на борту протаранил дачный участок коттеджного поселка “Золотой город” у села Троицкое Мытищинского района Московской области. В 22 часа гидроплан врезался в забор одной из дач и при этом раздавил фюзеляжем одного из наемных рабочих, занимавшихся благоустройством коттеджа.

35-летнего рабочего Нафасова словно катком размазало по земле — от полученных травм несчастный погиб на месте. Самолет тоже разрушился. Сидевшие в кабине “Корвета” 36-летний Владимир Гаврилов и его пассажирка, девушка-негритянка, получили серьезнейшие переломы. Несмотря на то что несчастных сразу же госпитализировали в реанимацию больницы Долгопрудного, спасти их не удалось. Гаврилов скончался утром в понедельник, пассажирка, личность которой до сих пор не установлена, — за несколько часов до него.

Поселок Поведники, в окрестностях которого в последнее время выросло большое количество коттеджных городков, в том числе и “Золотой город”, представляет собой населенный пункт в полтора десятка малоэтажных домов. Живут здесь в основном сотрудники местных домов отдыха и санаториев. В частности, поблизости находятся санатории Общества Красного Креста и Красного Полумесяца и российского Минобороны.

Сразу после случившегося все подступы к месту трагедии перекрыли — охрана была выставлена даже на берегу пруда, дабы отлавливать пытавшихся переправиться на лодке. Тем не менее репортеры “МК” нашли свидетелей случившегося.

— Он падал прямо на нас! — скорее восторженно, чем испуганно, вопила детвора на местном пляже. — Мы смотрели в небо и не могли оторвать глаз от этого зрелища! Самолет вблизи казался такой махиной! Он как бы закачался в небе, начал падать на крыло, затем несколько выровнялся, взмыл в облака, но тут же пошел к земле по касательной и пропал. Жалко самолет — на нем покататься можно было, правда, только за деньги...

— Не было взрыва, — качает головой непосредственный свидетель случившегося Бахтиер, хозяин торговой палатки, возле которой притулился мангал с шашлыками, — у него, видно, и топлива-то не осталось, нечему было взрываться! Ребята правы: самолет сделал два круга над пляжем, но удержался в воздухе. И прямо на человека рухнул! Я сам видел: самолет раздавил рабочего всмятку!..

В администрации сельского округа, на территории которого находится поселок Поведники, рассказали, что хозяин гидросамолета занимался “прогулочным извозом”: каждый желающий, заплатив определенную сумму, мог посмотреть на Клязьму с высоты птичьего полета. Накануне в соседнем селе Троицкое отмечалось 350-летие этого населенного пункта, сопровождавшееся массовыми народными гуляньями. Помимо прочих утех успехом пользовались прогулки на этом гидросамолете...

Сейчас следователи рассматривают четыре версии произошедшего:

— непогода. На гидроплане недопустимы полеты при боковой составляющей ветра более 4 м/с и встречной — более 12 м/с. Также самолет не должен взлетать при попутном ветре более 5 м/с;

— человеческий фактор. К сожалению, иметь такую машину и летать на ней сейчас можно, как показывает практика, без сдачи экзаменов и получения сертификатов Федерации сверхлегкой авиации России. Не исключено, что пилот, увлекшись демонстрацией красот своей попутчице, отвлекся и потерял управление. Вывести же “Корвет” из крена он уже не смог. Возможно также, что пилот в нарушение инструкций передал штурвал пассажирке;

— неисправность гидроплана. Это также могло стать причиной падения. Он явно разбирался и собирался вновь для полетов не один раз. При этом, кроме пилота, никто не проверял состояние узлов и соединений, моторов и двигателей;

— нехватка горючего. “Корвету” могло просто-напросто не хватить топлива, и он не дотянул до ближайшего водоема или дороги, куда его можно было бы посадить.

Сейчас патологоанатомам предстоит выяснить, находились ли пилот и его пассажирка в состоянии алкогольного опьянения. Многое также расскажет анализ на содержание сахара в крови: как правило, превышение нормы свидетельствует о том, что люди реально воспринимали опасность и испытывали сильнейшие стресс и страх.

В Федерации любителей авиации России подтвердили, что “Корвет” действительно зарегистрирован — №02674. В качестве владельца судна указан столичный предприниматель Л.Паскал. Но в день трагедии за штурвалом машины сидел не он, а его знакомый — мастер спорта по пилотажу, выходец из ДОСААФ Владимир Гаврилов. Его в ФЛА хорошо знали. Однако, как отметил начальник летной инспекции федерации Борис Волков, “у Гаврилова имелось свидетельство пилота, но получил он его еще на заре своей летной практики. Продлять его Гаврилов не хотел. В настоящее время его удостоверение просрочено. Кроме того, Гаврилов не является членом отделений (клубов), входящих в состав ФЛА. В последние годы он не сдавал экзамены, не проходил медицинского освидетельствования... Про федерацию он забыл — это его, видимо, и подвело”.

На заводе-изготовителе — ООО “Гидроплан” — о трагедии узнали от “МК”. Представители завода обескуражены случившимся. До сих пор, с момента окончательной разработки проекта в 1995 году, трехместный “Че-22 Корвет” считается самой лучшей разработкой предприятия. Он предназначен для семейного пользования, туризма, патрулирования, а также для первичного летного обучения. С 2001 года было продано более 30 таких машин. В основном покупателями “Корветов” были частные предприниматели — те, кого не смущала цена в 40 тысяч долларов за гидроплан базовой комплектации. Аналогов таким моделям, которые могут как приводняться, так и садиться на грунтовую и бетонную полосы, в России до сих пор не было. При весе всего в 420—430 килограммов “Корвет” взлетает уже при скорости 70 км/ч. В полете он разгоняется до максимальных 180 км/ч, при этом пара австрийских двигателей может поднять его на высоту до трех километров. Максимально гидроплан без дозаправки может пролететь около 400 километров.

СПРАВКА “МК”.

Аварии с гидропланами “Корвет”:

20 июня 1996 г. — в Калининградском заливе. Погибли два человека.

16 июня 1998 г. — на озере Сестрорецкий Разлив под Санкт-Петербургом. Самолет разбился о волны, не успев взлететь. Никто не погиб.

15 августа 2002 г. — у села Хмелевка в 80 километрах от Астрахани. Погибли три человека.

Как выяснили комиссии, изучавшие обстоятельства этих инцидентов, причинами происшествий стали нарушение правил эксплуатации гидропланов, перевозка пассажиров пилотами-любителями и погодные условия. Кстати, в США подобные ЧП с легкими самолетами происходят гораздо чаще, чем в России: 600-620 происшествий ежегодно. При этом гибнет в них около 1200 человек.







Партнеры