Рязанов лидирует в “выборгском счете”

15 августа 2003 в 00:00, просмотров: 244

Сегодня в Выборге закрывается кинофестиваль “Окно в Европу”. В четверг, когда верстался номер, разумеется, никто не знал, кому что присудят, да и не все фильмы еще были показаны, но все же некоторые прогнозы относительно “раздачи слонов” уже можно было сделать.

Конкурс игрового кино в этом году мало кого порадовал: он собран из фильмов “класса Х”: “Casus belli”, “Похитители книг”, “Другая женщина, другой мужчина...”, “Бульварный переплет”, “Прощание в июне”, “Янтарные крылья” (особняком здесь стоит фильм Сергея Никоненко “А поутру они проснулись...” — только собранный им актерский ансамбль не позволяет ставить его в этот ряд), фильмов — участников ММКФ: “Прогулка” и “Коктебель” и еще двух картин, которые стоит выделить особо: “Трио” Александра Прошкина и “Бумер” Петра Буслова. Один из главных претендентов на Гран-при — “Прогулка” Алексея Учителя, картина, обиженная Московским кинофестивалем, за которую особо радеет Никита Михалков. Притом что Михалков приезжает на Выборгский фестиваль представлять проект “Утомленные солнцем-2”, шансы у “Прогулки” необыкновенно высоки. Другой претендент — “Бумер”, фильм, зарекомендовавший себя как одно из многочисленных открытий года (поочередно в этом году открывали “Старух” на “Кинотавре” и “Коктебель” на ММКФ, а скоро “откроют” “Возвращение” Андрея Звягинцева, фильм — участник конкурса в Венеции). Приз за главную женскую роль вполне может получить дебютантка Маша Звонарева из “Трио” Александра Прошкина. Ну а в конкурсе “Выборгский счет” со значительным отрывом пока лидирует Эльдар Рязанов с картиной “Ключ от спальни”. Критики же из-за отсутствия реального претендента на награду в конкурсе игровых фильмов скорее всего отдадут своего “слона” кому-нибудь из документалистов — возможно, Виктору Косаковскому с лентой “Тише!”, а диплом получит Константин Бронзит за анимационный фильм “Божество”.

Теперь о специальном событии фестиваля, которого все так ждали, — в Выборге прошел спецпоказ фильма Петра Тодоровского “В созвездии быка”. Сам Петр Ефимович на премьеру не приехал — кино представляла его жена и продюсер Мира Тодоровская. Зал был набит практически до отказа, с сеанса не уходили — а значит, показ удался.

Конечно, многие критики стали тут же обвинять картину в лубочности — мол, сняли еще один глянцевый фильм про войну. Но у фильма Тодоровского-старшего есть своя интонация, неповторимая, хотя и несколько устаревшая — сценарию-то 25 лет! Лента начинается как деревенский любовный треугольник: городской мальчик Игорь нравится деревенской девушке Кале больше, чем пастух своих быков, неотесанный Ваня (имя-то какое!). Но в деревню приходит Красная Армия и забирает все сено. Что делать — война. И оба парня, лютые враги, отправляются в настоящую одиссею, где будет все — и немцы, и артобстрел, и самолеты, и, конечно же, быки и сено. Смотрится картина на одном дыхании, но чувства оставляет смутные. И прежде всего непонятно, кому она адресована. Поколению фронтовиков? Недорослям, чтобы научились жизнь любить и про отцов не забывали?

После показа корреспондент “МК” задал несколько вопросов супруге и продюсеру Мире Григорьевне Тодоровской:

— Семейный бизнес — это прибыльное дело?

— Да. Безусловно. И не только в финансовом отношении, но и в моральном. Я работаю не только с мужем, у меня сейчас в запуске находятся еще несколько проектов, но главные мои проекты — фильмы Тодоровского-старшего. У нас вместе было шесть картин, и все оказались более-менее удачными.

— Продюсеры, читая сценарий, часто вносят свои поправки перед тем, как браться за него. С мужем все происходит так же, как и со всеми?

— У нас это выражается иначе. Из последних проектов Петра Ефимовича два снято по моей идее. Что это значит? Двадцать пять лет назад Тодоровский написал сценарий. Но тогда сценарий не мог быть осуществлен — не время было вообще снимать про войну, и, кроме всего прочего, мы просто не понимали, как это можно сделать. А недавно я поняла, что сейчас, во времена хорошего звука, можно решить атмосферу войны с помощью звука.

Еще по моей идее Тодоровский снял “Интердевочку”. Тогда я вообще склеила весь проект: нашла сценарий, партнеров в Швеции, шведские деньги. Но когда я пришла к Досталю, который тогда был директором “Мосфильма”, и сказала, что нашла деньги и хороший сценарий и хочу быть продюсером, Досталь ответил: “Езжайте в Голливуд! У нас продюсеров нет”. Это мне сказал нынешний президент гильдии кинопродюсеров. И пришлось отдать ему этот проект, и фильм “Интердевочка” собрал только в России $20 млн.

— А есть такие области творчества, куда Петр Ефимович не допускает вас ни как продюсера, ни как жену?

— Я боюсь, чтобы это не получилось немножко хвастливо... Ну, он сам пишет музыку к своим фильмам — сначала не решался, а начиная с “Военно-полевого романа” пишет, и я не вмешиваюсь. Я не музыкант, могу только посоветовать. К фильму “Жизнь забавами полна” я посоветовала взять песню “Нужно, чтоб кто-то кого-то любил” — и она связала все действие. Но я не хвастаюсь — просто пытаюсь объяснить, что продюсер — не только финансист. И идеал продюсера в нашей стране, я считаю, — мой сын.

— Почему “В созвездии быка” вы показываете на Выборге вне конкурса?

— Мы не любим быть в конкурсе, ведь это волнительно. Зачем?

— Ваши совместные фильмы с Тодоровским окупаются? Скажем, та же лента “Жизнь забавами полна”?

— Нет, не окупилась. Поэтому я делаю хорошее кино для души и делаю сериалы, чтобы зарабатывать деньги на то, чтобы делать хорошее кино. Я много занимаюсь документальным кино, и это тоже никак не окупается. Все-таки продюсер должен прежде всего любить кино.

— В вашем фильме есть эпизод, где деревенская сумасшедшая убивает быка. Бык остался жив?

— Конечно! Его усыпили, наложили грим, приклеили кровь, он проснулся, и мы его сняли. А уже потом на мясокомбинате взяли освежеванную тушу быка и повесили — конечно, мы никого не убивали. А вообще нам пришлось за все время съемочного периода, который растянулся на два года, содержать пять быков!

— Вы никогда не снимались ни у мужа, ни у сына. Почему?

— У меня нет таких амбиций. Когда-то, очень давно, когда мы еще жили и работали в Одессе, я снялась у Киры Муратовой в эпизоде. И тогда поняла, насколько это тяжело.

— Неужели не понравилось?

— Знаете, каждому свое. Мне сейчас даже в голову не приходит сниматься в кино.

— Герман в одном из своих интервью сказал, что надо прекратить выделять бюджетные деньги на кино стариков, и прежде всего на его собственное кино, чтобы молодым была у нас дорога. Вы можете это прокомментировать?

— У меня уже снято 12 фильмов, и первые из них приходилось снимать при полной государственной поддержке. И это оказалось так тяжко. Как только у меня появилась возможность уйти от полного бюджетного финансирования, я сразу же ушла. Фильм “Жизнь забавами полна” я снимала уже на деньги инвесторов. Но когда в конце оказалась какая-то небольшая неувязка, я пошла в Департамент по кинематографии и сказала: “Хотите за $100.000 иметь производственную единицу? Не за $500.000, а за $100.000?” И мне добавили. А что касается молодых, как раз сейчас я подаю на жюри два проекта дебютантов. Вообще же проблема молодых и стариков существует, и я, конечно, против того, чтобы в старых режиссеров, которые не очень мобильны, вкладывались большие бюджетные деньги. Могу прямым текстом сказать: Хуциеву выделили огромные деньги на фильм, а он до сих пор не может преодолеть предподготовительный период. Сейчас так не снимают! “В созвездии быка” мы снимали долго, потому что не было снега, а “Жизнь забавами полна” сняли за пять месяцев. А с Хуциевым продюсер ничего не сделает. Он всю жизнь снимал очень медленно и был хорошим режиссером. Но вот он будет снимать сейчас четыре года, поглотит огромные бюджетные деньги, и, конечно, из-за этого десять молодых режиссеров, которые могли бы выпустить свои дебюты, их не снимут. И это несправедливо.




Партнеры