Кто получит по заслугам

4 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 284

В Украине тоже был когда-то свой аналог ТЭФИ. Предприятие это закрыли за ненадобностью. Маловато было претендентов. Зато наше ТЭФИ цветет и пахнет. Академиков уже не сосчитать. Претендентов в каждой номинации по десятку—тридцатку. Самих номинаций тоже больше тридцати, и есть новые, например исполнитель мужской роли в сериале, оператор, сценарист и т.д. Вручение ТЭФИ впору уже устраивать на стадионе. Впрочем, это вполне бы соответствовало духу нашего времени: ТВ стало властителем если не дум, то по крайней мере свободного времени наших сограждан. Вот только то, что нравится или не нравится гражданам телезрителям, за них, как всегда, решают другие. “МК” попробовал беспристрастно разобраться в некоторых интересных номинациях.

ак в прошлом и позапрошлом годах, по количеству заявок (151) абсолютно лидирует Первый канал. Его традиционная тактика — выдвигать в соискатели призов все программы скопом. Каналы “Россия” и НТВ предпочитают действовать редко, но метко. ТВЦ, который в прошлом году академики “прокатили” по полной, не дав ни одного, самого завалящего приза, не отчаивается и подал 24 заявки, явно полагая, что несправедливость имеет свои пределы. Канал “Культура”, демонстрируя, как он возмужал и окреп за прошедший год, подал аж 89 заявок. Получив в 2002 году две премии (за ток-шоу “Культурная революция” и дизайн), “самый культурный канал” в этом году храбро решил бороться с “монстрами”.

В номинации “информационная программа” ничего сногсшибательного не происходит — на новенького “Страна и мир” (НТВ), упорно присутствуют “24” RenTV и “Новости культуры” (“Культура”), вошедшие в прошлом году в тройку лидеров. Лидером здесь считают “Вести”, для которых минувший сезон был, пожалуй, самым удачным с момента основания. По рейтингу, по удачным кампаниям (Ирак, 300-летие Питера), по сочетанию солидности и зрелищности. За собой “Вести” тянут в лауреаты свои лица — ведущего Михаила Антонова и репортера Александра Минакова. Последнего, в связи с его боевыми заслугами (он военкор), пора представлять уже не только к ТЭФИ, но и к какому-нибудь боевому ордену.

Среди информационно-аналитических программ нет победителя прошлого года — “Намедни” Леонида Парфенова, который перешел в стан академиков и станет теперь судьей. Его отсутствие оставляет в лидерах “Времена”, “Вести недели” с Евгением Ревенко и “Однако”. Последней программе вряд ли что-нибудь светит — слишком многих раздражают ее ведущие. У Познера и его “Времен” больше шансов — ведь он играет роль “мужчины, приятного во всех отношениях”.

Среди публицистических программ определить фаворита так же сложно. Есть “Честный детектив” Эдуарда Петрова (“Россия”), “Возвращение в Норд-Ост” (RenTV) и “Тем временем” (“Культура”). Но назвать победителя очень сложно, остается гадать, что решат академики. По совокупности заслуг впереди Петров. Проект оказался настолько успешным, что его клоны изготавливают уже и на других каналах. На ТЭФИ выставлен фильм “Пытка икрой” про захват заложников на Сахалине. А были еще “Черные лесорубы” о незаконных вырубках в Карелии. “Дело табак” — о подпольном ввозе сигарет. “Однажды в Сибири” — о преступности в Иркутске. После его программ в регионах, где никто уже не верит, что на местных воров найдется управа, происходит маленькая антикриминальная революция. Любопытно, что для миллионов россиян, живущих в условиях распада правоохранительной системы, Петров стал чуть ли не единственным спасителем справедливости.

В номинации “просветительская программа” ожидалось хотя бы численное превосходство канала “Культура”. Но не тут-то было. Самым “просветительским” у нас, оказывается, является “Первый”. У него аж 12 программ выдвинуто на конкурс.

В номинации “ток-шоу” схлестнутся женщины: молодая мать Светлана Сорокина (“Основной инстинкт”, Первый), черно-белые Елена Ханга и Елена Ищеева (“Принцип домино”, НТВ) и злоязычные Татьяна Толстая и Дуня Смирнова (“Школа злословия”, “Культура”). Женские бои, как правило, самые ожесточенные и ведутся почти без правил, так что будет наверняка интересно. Логичнее всего, впрочем, было бы отдать ТЭФИ “Большой стирке”. По совокупности заслуг перед искусством болтологии и непосредственностью ведущего.

Среди телевизионных художественных фильмов будут представлены “По ту сторону волков” Первого и явный фаворит — “Идиот”, представленный каналом “Россия”. Но есть в этом году и неожиданность: канал “Культура” решил поиграть на поле, традиционно принадлежащем “большим” каналам, выдвинув на конкурс свой “Театральный роман”. Вообще, обильно представленные кинономинации с их актерами, режиссерами и записными интриганами должны внести в церемонию ТЭФИ свежую струю. Страсти у киношников всегда шекспировские. Попробуйте только представить, что начнется, если “Идиоту” не дадут ТЭФИ?!

В номинации “телевизионный художественный сериал”, несмотря на сильный состав участников, борьбы тоже не получится... “Бригада” (“Россия”), и “NEXT-2” (RenTV), и “Дронго” (Первый), “Дама в очках, с ружьем и в автомобиле” (“Культура”) и “Пятый ангел” (НТВ). Победит, очевидно, “Бригада”, в противном случае академия пожнет бурю и плюнет в душу телезрителям. “Идиот” и “Бригада” также могут принести “России” еще несколько призов: за мужскую роль — Евгений Миронов, за женскую — Инна Чурикова. Продюсер — Валерий Тодоровский. И, наконец, режиссеры — Владимир Бортко и Алексей Сидоров (на “России” не могли, видно, удержаться — выставили обоих).

Номинация “журналистское расследование” вообще-то не должна существовать. Такого жанра в современной российской теме журналистики нет. Под журналистское расследование подгоняют публицистику и даже телепрограммы вроде “Человек и закон”. Ближе всего к понятию “расследование” цикл “России” “Специальный корреспондент”. Наиболее харизматический спецкор Аркадий Мамонтов в очередной раз выдвинут на ТЭФИ, и, похоже, он получит наконец по заслугам.

В музыкальных программах самое интересное — борьба двух клонов: похожих друг на друга, как близнецы, “Стань звездой” (“Россия”) и “Фабрика звезд-2” (Первый). Судя по тому, что “Фабрика звезд” только меняет циферки возле названия, а “Стань звездой” уже переименовали в “Народный артист” (завтра премьера), фаворитом здесь продукция Первого. Впрочем, и ее легко может убрать явно любимая академиками “В нашу гавань заходили корабли...” Ну что такое “Шоколадный заяц” по сравнению с хоровым пением “Мурки”!

Очень интересно, что будет с программами ТВС, выставленными на конкурс. Программы принимались до 10 июня, и канал тогда существовал. Так что в конкурсе они будут принимать участие на общем основании. Но сейчас у канала все-таки особый статус, и есть два фактора: с одной стороны, они потеряли ресурс влияния (канал), а с другой — у нас обиженных любят.

Трем играм Первого канала противостоит, пожалуй, только “Кресло” СТС и “Форт Боярд” (“Россия”). Зная нелюбовь академиков к импортным “форматам”, здесь предсказать ничего невозможно. Остается только надеяться, что лучших действительно выберут из лучших. Главное, чтобы академики сами не заигрались в это ТЭФИ.




    Партнеры