Военно-полицейский бюджет

19 сентября 2003 в 00:00, просмотров: 159

Сегодня Закон о бюджете 2004 года рассматривается Госдумой в первом чтении. Депутатам предстоит соглашаться или нет с концепцией проекта — делить статьи между отраслями и регионами предстоит позже. Народные избранники уже вовсю говорят: растут расходы только на содержание силовых структур. Социалка, образование, наука и промышленность по-прежнему обделены.


Каков же бюджет на самом деле? На этот вопрос отвечает заместитель председателя бюджетного комитета Госдумы Михаил ЗАДОРНОВ.

— В бюджете на следующий год наблюдается существенный рост расходов на оборону и правоохранительную деятельность — с 25 до 27,5% всего бюджета. А расходы на реальную экономику снижаются. Причем некоторые снижаются даже в номинальном выражении, а с учетом инфляции — более чем на 10%. К тому же все основные социальные выплаты останутся на уровне 2003 года. Детское пособие как было 70 рублей, так и останется. Зарплата бюджетников будет проиндексирована в октябре этого года на треть и меняться не будет весь следующий год. Одновременно военным, судьям и прокурорам увеличат денежное довольствие — следующее повышение станет возможным только через год.

Есть и другие отличия. Впервые в бюджете появится стабилизационный фонд. По моим оценкам, первый взнос составит примерно 250 млрд. рублей, то есть резервы у страны будут немалыми. Но в результате снижения НДС на 2% и отмены налога с продаж 10—15 регионов, по нашим подсчетам, не смогут компенсировать финансовые потери. К сожалению, среди этих регионов Москва: она теряет 11 млрд. рублей. Московская область лишается 5 млрд. рублей, будут потери у Санкт-Петербурга, Удмуртии, Камчатки...

— Как правительство собирается решать эти проблемы?

— Регионам передается часть доходов. Например, 1% налога на прибыль, все акцизы на ликеро-водочную продукцию, налоги на малый бизнес... 21 млрд. рублей, которые предусмотрены в бюджете для компенсации налоговых потерь “проигравшим” регионам, совершенно не хватит.

— Придется переверстывать бюджет?

— Зачем? Недочеты можно поправить во втором и третьем чтении. К примеру, на мой взгляд, на обслуживание внешнего долга в проекте предусмотрено слишком много денег. Вэтом году обслуживание госдолга считалось по курсу 34 рубля за доллар, но мы знаем, что он сейчас равен примерно 30 — экономия получается больше 10 млрд. рублей. Помимо этого в доходную часть заложены поступления, не подкрепленные законодательно. Нет еще законов о водном налоге, на имущество предприятий. Более того, правительство планирует получить 1 млрд долларов дохода от улучшения процедуры взимания НДС. Однако в парламенте не видели даже проекта этого закона.

Впрочем, не все думают, что бюджет-2004 одет в военную форму. Председатель Комитета по обороне Госдумы Андрей НИКОЛАЕВ считает, что силовиков обделили:

— Я не нахожу поводов говорить о милитаризации бюджета. Финансирование по разделу “Национальная оборона” предлагается в размере 411 млрд. 472 млн. 653,4 тыс. рублей, или 2,69% от объема ВВП. Реальное увеличение по сравнению с 2003 годом — всего 0,04%. Вместе с тем заметно “похудеют” многие оборонные статьи. Один пример. В 2004 году лимиты горючего ВС по сравнению с нынешним годом составят: по автобензину — 80%, по дизтопливу — 85%; по авиакеросину — 95%. Или жилищный вопрос. Если в 2003 году за счет бюджетных средств военные получали 23 тыс. квартир, то в проекте 2004 года — 13,5 тысячи квартир.

По сравнению с нынешним годом расходы на техническое перевооружение планируют снизить с 34,22% до 33,38% от общих расходов на национальную оборону. А ведь это важная составляющая военной реформы. Финансирование самого “реформенного” раздела вообще вдвое ниже уровня 2003 года: 7245,6 млн. рублей.




Партнеры