Аль Пачино станет Воландом?

9 октября 2003 в 00:00, просмотров: 115

Произведения Булгакова почти не даются в руки кинематографистам — удачные экранизации можно пересчитать по пальцам. И в кино, и в театральном мире давно считается, что за Михаила Афанасьевича браться опасно, тем более за “Мастера и Маргариту”. Но нынешней осенью неожиданно случился новый всплеск булгаковщины, причем попытки решили сделать и мэтры, и молодые — Натансон и Кончаловский-мл.


Георгий Натансон пошел по документальному пути — он снимает фильмы о жизни Михаила Афанасьевича по воспоминаниям, дневникам, письмам, всем сохранившимся документам того времени. В 2002 году вышел документальный фильм “Я вернусь”, получивший массу наград на отечественных кинофестивалях. В нем рассказывается о жизни Булгакова в Крыму в 1924—1927 и 1930 годах. Сейчас режиссер собирается на Кавказ снимать следующую часть ленты, посвященную 1919—1921 годам. Уже несколько лет Натансон мечтает поставить художественный фильм о последних десяти годах жизни Михаила Афанасьевича в Москве — “Весь я не умру”. Но сценарий так и лежит в Госкино: проект выходит слишком дорогим — в нем огромное количество персонажей, города, отрывки из булгаковских произведений, воспоминания, есть даже анимационные куски.

Егор Кончаловский сразу же после “Антикиллера—2” собирается экранизировать “Записки юного врача”. Режиссер уже заявил “МК”: “Очень хочу пригласить Инну Чурикову или Ию Саввину”.

Да, судя по всему, учитывая интерес к экранизациям русской классической литературы (успех “Идиота” превзошел все ожидания), настоящий булгаковский бум не за горами. О чем свидетельствует и дважды показанная на канале “Культура” картина, поставленная Олегом Бабицким и Юрием Гольдиным по “Театральному роману”, проигрывающая тому же “Идиоту” только в одном — в отсутствии хорошей рекламы.

Пять самых известных экранизаций Булгакова

“Мастер и Маргарита”, пожалуй, самое невезучее произведение Михаила Афанасьевича, которое до сих пор не давалось никому в руки (давняя польская, показанная несколько лет назад по нашему ТВ, — не в счет). Скандальный фильм Юрия Кары (с Анастасией Вертинской, Виктором Раковым, Николаем Бурляевым, Михаилом Ульяновым, Валентином Гафтом в главных ролях) заперт продюсерами в сейфе, и увидит ли он свет — неизвестно. В 2000 году о создании 10-серийного сериала подумывал и Владимир Бортко, но проект так и не осуществился. Экранизировать “Мастера и Маргариту” хотел и Роман Поланский, и даже в конце 80-х подбирал натуру в Польше. Зато в Голливуде не верят в дьявольщину, и за последние пару лет стало известно сразу о двух готовящихся экранизациях рокового романа. Первая — самая шикарная. Продюсировать ее собираются бывшие русские, режиссером может стать Фрэнсис Форд Коппола, Энтони Мингелла или Роберт Земекис (гремучее сочетание), на главные роли продюсеры предполагают пригласить Аль Пачино (Воланд), Ральфа Файэннса (Мастер), Дени Де Вито (Бегемот), Джона Малковича (Пилат), Мэта Дэймона (Бездомный), Николаса Кэйджа (Иешуа). Бюджет предполагается от 100 до 150 млн. долларов. Гораздо ближе к реальности Том Тыквер с Джонни Деппом и Фамке Янссен, которых режиссер успешных “Беги, Лола, беги” и “Принцессы и воина” собирается пригласить на главные роли.

“Собачье сердце” — лучшая экранизация Булгакова вообще. Двухсерийный фильм, снятый Владимиром Бортко в 1988-м, давно стал классикой, а лучшего профессора Преображенского — Евгения Евстигнеева — мы и представить себе не можем. Но задолго до отечественного фильма был и совместный итальянско-германский проект 1975 года. В нем роль Преображенского сыграл Макс фон Сюдов.

“Бег” экранизировали два раза. Первый, ставший такой же классикой, как и “Собачье сердце”, 1970 года Александра Алова и Владимира Наумова (с блистательным актерским составом: Людмила Савельева, Алексей Баталов, Михаил Ульянов, Владислав Дворжецкий, Евгений Евстигнеев, Владимир Басов). Второй — в 1988 году югославскими кинематографистами (телеверсия романа оказалась не самой удачной).

“Дни Турбиных”, поставленные Владимиром Басовым в 1976 году, с Олегом Басилашвили, Андреем Мягковым, Василием Лановым и Валентиной Титовой.

“Иван Васильевич меняет профессию” (1973) Леонида Гайдая — самый народный из всех фильмов, сделанных по произведениям Булгакова.



Партнеры