Очередную автогражданку

16 октября 2003 в 00:00, просмотров: 303

Во вторник вечером Госдума решала, как быть с уже ставшим притчей во языцех Законом об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев. Неожиданно для правительства, представителя президента, пристально следивших за ходом дискуссии страховщиков, да и для самих себя депутаты приняли один из самых радикальных и потому сомнительных вариантов закона на эту тему.

Выбирать было из чего: в повестке дня значилось 14 законопроектов. Восемь из них предлагали внести изменения в порядок исчисления тарифов, уменьшить их или наделить льготами разные категории граждан (в основном речь шла о пенсионерах). Шесть других требовали или отменить закон вообще, или отложить его введение в действие на более или менее длительные сроки (от года до четырех лет). Фаворитом считался внесенный от имени центристов проект, в котором говорится о 50-процентной льготе для пенсионеров и инвалидов первой и второй групп, а также снижении минимального срока страхования с шести до трех месяцев. Эти незначительные поправки вполне устраивали страховщиков (по некоторым сведениям, текст ими и был подготовлен). Их поддержали и правительство, и представитель президента.

Предполагалось дополнить этот подарок автолюбителям переносом на полгода (с 1 января 2004 года до 1 июля 2004 года) часа “икс”, когда милиция начнет штрафовать за отсутствие полиса ОСАГА.

Но большинство депутатов решило, что избиратели достойны не какой-то там синицы в руках, а самого настоящего журавля в небе. При рейтинговом голосовании наибольшее число голосов набрал совсем другой вариант — членов фракции “Народный депутат” Геннадия Райкова и Валерия Гальченко, который откладывает введение в действие всего закона до 1 июля 2004 года, а право на взимание штрафов за его нарушение — до 1 января 2005 года. “За” проголосовало 249 человек: фракция КПРФ, большая часть фракции “Отечество — Единая Россия”, группы “Народный депутат” и Агропромышленная — в полном составе, группа “Российские регионы” — почти целиком. Любопытно, что проблему правительству создали в том числе и обычно послушные центристы.

Простое, понятное даже тупому радикальное решение, очень удобное для использования в предвыборных агитационных целях, на самом деле может оказаться бессмысленным и тупиковым.

Как можно отложить введение в действие закона, который уже действует с 1 июля 2002 года и на основании которого, по разным данным, уже застраховалось от трех до пяти миллионов человек? В ответ на такого рода вопросы даже авторы принятого во вторник текста лишь пожимают плечами и загадочно улыбаются, обещая “все прописать как следует” при подготовке закона ко второму чтению. А оно, как и третье, последнее, должно состояться во второй половине ноября — или не состояться уже никогда. Потому что потом будут выборы, в Думу придут другие депутаты — им, поглощенным дележкой постов и обживанием кабинетов, какое-то время будет наплевать на избирателей. А там и Новый год не за горами, а вместе с ним — проливной дождь из квитанций о штрафах за отсутствие полиса ОСАГА...

Но даже если упрямые депутаты закон в окончательном виде примут, он все равно — не жилец. Его “убьет” либо Совет Федерации, либо президент, сославшись на какое-нибудь техническое обстоятельство (вроде отсутствия заключения правительства). Потому что принципиальное решение принято: обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев в России должно быть, машина уже запущена. Разве что ко второму чтению закон изменится до неузнаваемости, приобретя более вменяемое выражение лица...

В этой истории про то, как депутаты сначала приняли закон с огромным количеством недостатков, а потом перед выборами стали каяться, больше всего жалко автовладельцев. Их теперь запутали уже окончательно. Ясность в вопросе появится не раньше конца ноября — начала декабря. Что делать: идти и застраховаться или подождать — может быть, правила игры все-таки немного поменяют? Ответов на эти вопросы как не было, так и нет.


P.S. Как стало известно “МК”, в Администрации Президента возмущены таким “подарком” от депутатов-“союзников”. В случае, если закону каким-то чудом удастся пролезть через парламент, именно президенту придется накладывать на него вето. Получится, что тот же Райков сумеет въехать в Думу на голосах избирателей-автомобилистов, а президентская предвыборная кампания начнется со столь непопулярного решения.



    Партнеры