Тюльпан из “СУшек”

Вчера в 20 км от столицы Киргизии президент Путин торжественно открыл новый российский форпост в Средней Азии — в Канте. Для ВВП устроили первый авиапарад: несколько истребителей рисовали в воздухе “тюльпанчик” — вместе взмывая ввысь и расходясь в разные стороны, лихо крутили петли Нестерова всего в 3—5 метрах друг от друга, с бешеной скоростью кружились вокруг собственной оси, путая условного противника и всячески демонстрируя президенту Путину, главе Киргизии и прочим лицам силу и мощь российских ВВС. Корреспонденту МК удалось побывать в Канте дважды — с президентом на церемонии открытия и незадолго до его приезда, — увидев жизнь авиабазы изнутри. Как выяснилось, будни и праздники Канта выглядят по-разному...

Трасса из Бишкека, по которой можно добраться до базы, поражает отличным асфальтом, но уложенным не вчера, как можно было бы подумать, а еще в 1972 году — с тех пор только щебенку подсыпают. Никакого секрета из расположения базы здесь никто не делает — гаишники с поразительной любезностью подробно объяснят, где лучше повернуть, чтобы добраться до военного объекта.

Святая святых — аэродром с эскадрильей российских “сушек”, за ворота которого мы попали за день до открытия, — ничем особо примечательным не отличается: куда ни глянь, всюду серебристые цистерны с топливом. Ну, и собственно “авиационная компонента” — два “Л-39” в белых чехлах, предоставленных киргизами, и штурмовики “Су-25” с оскаленными челюстями, красными языками и маленькими глазками, нарисованными на носовой части.

Сине-голубые истребители, стоявшие на летном поле, несмотря на незатейливый дизайн, смотрелись гораздо современнее своих “хищных” собратьев. Военные, встречавшиеся по пути, почему-то все были киргизами, лишь около тех самых голубых самолетов на поле суетились россияне. “Да мы вот завтра выступим и улетим”, — ошеломил нас один из сотрудников техперсонала в ответ на расспросы про условия жизни на базе. По его словам, все шесть навороченных “сушек” пригнали сюда из Липецкой области из Центра боевого переучивания технического и летного состава фронтовой авиации — исключительно для участия в церемонии открытия. Трюки в исполнении именно этих машин и наблюдал вчера ВВП.

Корреспонденту “МК” довелось лично опробовать самое грозное оружие авиабазы в Канте, а заодно и... побывать на месте президента Путина — в кресле пилота истребителя-перехватчика “Су-27” — именно на таком ВВП летал в свое время из Краснодара в Грозный. Нелегко, оказывается, пришлось тогда будущему президенту! Для начала в самолет надо было вскарабкаться. Но не по трапу, а по вертикальной железной лесенке. Затем ухитриться перелезть на сиденье и не снести при этом ручку управления самолетом (РУС). Сразу на двух табло — на одном справа и прямо перед носом, на прозрачной пластинке, — зажглись три зеленые полоски. “Горизонтальную видишь? Там должна быть цель”, — объяснил “инструктор”.

Подобных истребителей в Канте сейчас четыре, и, по словам моих собеседников, они дольше всех способны держаться в воздухе без дозаправки и могут преодолеть около 4 тыс. км.

Все встреченные нами за день до “презентации” базы работники оказались... сплошь командированными, которые, как и липецкие летчики, со дня на день собирались отбывать домой. В поисках россиян, которые будут работать на базе на постоянной основе, пришлось отправляться в военный городок в нескольких километрах от базы. Военных искали примерно час. Зато близ отстроенного желтого здания казармы корреспондента “МК” неожиданно обступили человек 30 военнослужащих базы. Из их слов было ясно, что главной проблемой сейчас для них является неустроенность и неопределенность. “Нам обещали здесь хорошие перспективы: год за полтора, повышенный оклад, условия для проживания семей, но пока ничего этого нет”, — наперебой делились наболевшим офицеры. Контрактники съехались сюда из разных регионов РФ: Забайкалья, Дальнего Востока, Самары, многие служили в Азии и раньше. Живется им пока в Канте, несмотря на его название (что в переводе “сахар”), несладко: спать приходится в санчасти — на матрасах на пыльном полу. На прежних местах службы многих из них даже не успели рассчитать, поэтому семьи пришлось оставить без денег: на сборы дали два дня. Что же касается зарплаты, то в среднем прапорщик здесь может рассчитывать на 3 тыс. 280 рублей. А еще, по утверждению летчиков, в последнее время ходят слухи, что выслугу лет будут считать как обычно — год за год.

Взглянуть на условия пребывания военных в Канте успел и Путин. Правда, в санчасть его не повели. Перед отъездом Путин пообещал, что в следующем году сюда прибудут значительные силы и в Канте пройдут учения. А еще, по словам ВВП, в ближайшее время придется сотрудничать с “партнерами” (другой военной базой — силами антитеррористической коалиции в Манасе).


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру