Письмецо в конверте погоди, не рви

5 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 278

Вы все еще не получили “письмо счастья” из Пенсионного фонда? Что ж, быть может, еще придет. А если нет — прямая дорога в отделение фонда, которое находится рядом с вашим домом.

“Зачем?” — иронично заметите вы, махнув рукой. И будете не правы. Даже если ни на йоту не верите в новую пенсионную реформу, письмецо все же стоит получить и досконально изучить напечатанные в нем цифры. А вдруг там ноль? Или Пенсионный фонд перечислил на счет меньше, чем, по идее, должно быть?

Разобраться в том, правильная ли сумма стоит в пенсионном квитке и как дальше действовать, “МК” помогли специалисты Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) и сотрудники Минэкономразвития России.


Итак, у вас на руках есть извещение из Пенсионного фонда. Если не прислали — заберите его самостоятельно. В крайнем случае потребуйте новую выписку. Ее вам обязаны выдать. После того как узнаете, сколько денег Пенсионный фонд перечислил на персональный лицевой счет, следует обратиться к работодателю. Между прочим, он и без просьбы ежегодно обязан выдавать каждому сотруднику копию индивидуальных сведений, которые он сдал в фонд. Впрочем, мало кто соблюдает эту норму. Да и мало кто о ней знает.

Между тем, работодатель обязан передавать каждому сотруднику копию сведений, которые он предоставил в Пенсионный фонд и которые включены в индивидуальный лицевой счет работника. Причем совершенно бесплатно.

Органы Пенсионного фонда должны раз в год предоставлять любому застрахованному лицу, которое к ним обратилось, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете. Делается это также бесплатно и не позднее чем через 10 дней после обращения. Кроме того, сотрудники Пенсионного фонда обязаны разъяснять работодателям и их сотрудникам права и обязанности, а также технологию индивидуального учета, порядок заполнения форм и предоставления сведений.

В свою очередь каждый гражданин, несогласный со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, вправе обратиться с заявлением об их исправлении в органы Пенсионного фонда либо в суд.

Это прописано в Федеральном законе от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования” (статьи 14—16).

Так что вам нужно взять выписку из последней отчетности, переданной работодателем в Пенсионный фонд (ее форма — АДВ-6-1), и справку с индивидуальными сведениями о страховом стаже и начисленных взносах на обязательное пенсионное страхование (СЗВ-4-2). Если вы работаете в нескольких местах сразу, возьмите такие документы у каждого работодателя. Естественно, при условии, что работа легальная и платятся все налоги. Специалисты КонфОП советуют также для полноценного разговора с Пенсионным фондом взять еще и справку о доходах за 2002 год (форма — 2-НДФЛ), так как именно с этого года пенсионные взносы стали делить на страховую и накопительную части.

Только по этим документам можно оценить, достоверны ли сведения о начисленных взносах, которые предоставил Пенсионный фонд.

Далее стоит понять схему, по которой деньги в конце концов начисляются на наш персональный счет:

1. Сначала организация перечисляет всю сумму налогов с фонда заработной платы на счет налоговой инспекции.

2. Налоговая распределяет полученные “оптом” деньги по разным бюджетам (то, что идет на оплату текущих пенсий, зачисляется в бюджет; накопительная часть — в Пенсионный фонд).

3. Пенсионный фонд зачисляет все деньги на лицевой счет организации-плательщика. И только потом “разбрасывает” их по индивидуальным счетам ее работников.

Если в вашем квитке ноль, то есть за весь прошлый год на ваше имя не поступило ни копейки, то это скорее всего означает, что работодатель платит зарплату “вчерную”. И никаких налогов никуда не перечисляет. В данном случае выбор за вами: тихо получать деньги в конвертике или бороться за то, чтобы за вас платили налоги. Здесь все понятно.

Но может быть и так, что организация честно все перечислила, а на ваш лицевой счет поступила далеко не вся сумма. В принципе, деньги могут потеряться на любом этапе. Во-первых, базовая, страховая и накопительная части единого социального налога имеют три разных кода. Так что возможны ситуации, что банк либо бухгалтерия предприятия их перепутает, и значит, деньги не дойдут. Во-вторых, средства могут “зависнуть” в налоговой и крутиться на ее счетах. Или же возможна другая ситуация — инспекция уже перечислила деньги в Пенсионный фонд, но не отразила это в своих внутренних документах. Ну и в-третьих, и сам фонд не без греха. Накопления могут не прийти на счет гражданина, если организация вовремя не сдала сведения о своих сотрудниках.

Если цифры в разных справках “не срослись” — пора идти в Пенсионный фонд. Сначала нужно подать заявление о предоставлении выписки из лицевого счета. Если налоги на ваше имя перечисляли несколько работодателей, вполне возможно, что какие-то деньги элементарно не дошли. А поскольку в “письме счастья” проставлена только общая сумма, сложно понять, у кого из них возникли проблемы. Пенсионный фонд обязан предоставить детальную информацию бесплатно.

И только имея на руках все эти справки и выписки, можно уже предметно разбираться с “балансом”. Если цифры по-прежнему расходятся, у вас два пути: потребовать, чтобы Пенсионный фонд объяснил, в чем проблема, или подать иск в суд. “Никто не запрещает обратиться в суд сразу. Но, как правило, результат получается, мягко говоря, не очень хороший. Все же сначала следует разобраться с Пенсионным фондом”, — советует начальник отдела развития пенсионной системы Департамента социальной сферы Минэкономразвития РФ Елена Артемова.

Для того чтобы начать “разборки”, нужно написать заявление в фонд с просьбой дать объяснение, почему деньги, перечисленные работодателем, поступили на счет не в полном объеме, потребовать корректировки счета. И приложить к нему все полученные вами справки (желательно оставить себе копии). И только когда Пенсионный фонд отказался что-либо разъяснять (обязательно потребуйте отказ в письменной форме) либо его объяснение вас не удовлетворило, вы имеете полное право обратиться в суд. Неплохо было бы к уже существующим документам приложить копии платежных поручений работодателя. В принципе, если он все честно уплатил, бухгалтерия должна выдать их без проблем.

Правда, как показывает практика, надеяться на положительное решение стоит только в том случае, если деньги потерялись по вине работодателя или Пенсионного фонда. Тогда ситуация вполне разрешима. Однако если средства “выпали” где-то “в пути” (ошибся банк или налоговая), тут уж никто никаких гарантий дать не может. “Увы, делать здесь нечего. Сам человек ничего выяснить не сможет: как минимум у него должен быть доступ ко всей документации. Быть может, суд сможет решить эту проблему. В принципе и Пенсионный фонд может инициировать такую проверку. Но на мой взгляд, этот вопрос у нас законодательно не урегулирован”, — говорит Елена Артемова.

Как видите, без головной боли здесь не обойтись. Конечно, было бы проще махнуть на все это рукой и жить сегодняшним днем. Но, согласитесь, хочется и завтра чувствовать себя хотя бы неплохо. А для этого придется проявить инициативу. Ведь она не всегда наказуема...

СПРАВКА “МК”

Пятая часть получивших “письма счастья” россиян уже обнаружили в своих пенсионных извещениях ноль. Однако, по словам министра труда и социального развития Александра Починка, в ближайшее время к ним прибавится еще несколько миллионов, о которых в Пенсионном фонде вообще нет никаких данных.

“Все эти “неучтенные” миллионы людей начнут правдами и неправдами добиваться защиты своих прав на пенсии. Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы помочь им”, — пообещал министр.

В России около 65 миллионов работающих и около 38 миллионов пенсионеров. Если верить Пенсионному фонду, в накопительную часть только за 2002 год уже поступило порядка 38 миллиардов рублей. В 2003-м придет еще около 50 миллиардов. Так что на начало 2004 года в накопительной системе, по версии фонда, должно быть примерно 90 миллиардов (с учетом доходов от инвестирования), в конце следующего года — около 150 миллиардов.


Начиная с прошлого года часть единого социального налога, которую традиционно отчисляют в Пенсионный фонд, стали делить на три части: базовую, страховую и накопительную. Из этих денег и складывается понемногу наша будущая пенсия.

По принципу советской пенсионной системы будет выстраиваться лишь базовая часть пенсии: из нее выплачиваются деньги сегодняшним старикам. А мы взамен получаем гарантию того, что государство в обязательном порядке выплатит какой-то минимум. Даже если на работу в свое время ходили очень недолго.

Страховая часть уже зависит от размера зарплаты. Однако эти деньги фиксируются на индивидуальном счете в Пенсионном фонде только в цифровом выражении. А реально они направляются в общий котел, из которого выплачиваются пенсии всем, в том числе и нынешним пенсионерам. Из него же, собственно, пенсию будут платить и нам.

Накопительная часть — единственная составляющая новой пенсии, которая не идет в бюджет, а зачисляется на индивидуальные счета россиян в Пенсионном фонде.


1600 рублей — такова была средняя пенсия по стране в январе—сентябре нынешнего года. По сравнению с тем же периодом прошлого года выглядит не очень впечатляюще. Ее размер увеличился всего-то на 250 рублей: в 2002-м средняя пенсия “весила” 1351 рубль.

В сентябре нынешнего года среднестатистический российский пенсионер получал 1747 рублей. Наверное, он должен быть счастлив, поскольку в первый месяц осени прошлого года ему приходилось довольствоваться 1461 рублем.

Реальный размер пенсии в сентябре 2003 года по сравнению с прошлогодним вырос на 5,5%, а по сравнению с августом нынешнего — снизился на 0,2%.

На сегодняшний день средняя пенсия едва перекрывает 30% средней зарплаты.





    Партнеры