Дармовой труд дорогого стоит

Листая “МК”, я прочитал заметку о выставке товаров и технологий предприятий уголовно-исполнительной системы. Сам я действующий сотрудник этой системы, и мне бы хотелось высказать свое мнение об этом.


Если продукция, выпускаемая на более чем 600 “подневольных” предприятиях, пользуется спросом, а для ее реализации и рекламы организуются выставки, то отчего у нас в стране такой высокий уровень безработицы? Не разумнее ли организовать “вольные” предприятия для выпуска данной продукции и создать рабочие места для вольного работоспособного населения?

Но это, подумал я, вопрос дилетанта, и на него никто отвечать не будет. Тогда я начал рассуждать иначе, вспоминая азы экономики, которую мы все когда-то проходили в студенческие годы. Заинтересовала меня цена продукции. Насколько мне помнится, цена продукции складывается из затрат на ее производство, куда включаются заработная плата, затраты на производство, различные виды платежей, отчислений и т.д., ну и, соответственно, прибыль. Разберемся с прибылью.

Если “подневольные” предприятия приносят прибыль государству, то уже здесь нарушение закона ФЗ №5473-1, принятого в 1993 г. “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Ст. 1 этого закона гласит: “Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда”. Соответственно, прибыль, полученная от использования принудительного труда, красит лишь государство с рабовладельческим или феодальным строем, но не правовое, демократическое государство, которое мы создаем. Но если предприятия убыточные, то зачем же за счет государства и, в конечном итоге, за наш счет поддерживать такие производства?

Рассуждаю далее. Вот два предприятия: одно из них “подневольное”, а другое “вольное” — выпускают одну и ту же продукцию. Сырье одно и то же, энергозатраты одинаковые... Если же кто-то на этом сэкономит, соответственно, нарушится технология производства, и о качестве продукции говорить не придется. Кстати, качество выпускаемой продукции на предприятиях УИС оставляет желать лучшего. Одежда теряет свой внешний вид через 5—6 месяцев ношения, обувь расползается через 9—10 месяцев. И это не голословные обвинения, а факты, которые известны всем сотрудникам УИС, т.к. они и носят эти вещи.

Но все же почему цена произведенного товара на “подневольных” предприятиях ниже? Ведь кроме того, что подневольный труд имеет низкую производительность (что и доказывать не надо), за спиной каждого работника “подневольного” предприятия стоит сотрудник УИС и охраняет этого работника. Плюс усиленные системы охраны самого предприятия, ведь работник-то — преступник и имеет дело с инструментом, который легко может использовать для совершения преступления. Насколько я понимаю экономику, все эти затраты должны входить в себестоимость продукции и в конечном итоге в ее цену. Так откуда же низкая цена?

Вот тут бы и удивиться министру юстиции: как так? Имея низкую производительность труда, затрачивая огромные средства на охрану, работая по устаревшим технологиям и на устаревшем морально и физически оборудовании, мы в конечном итоге выпускаем продукцию с низкой себестоимостью? Может быть, стоит пригласить грамотного специалиста, который модель этого экономического чуда распространит на всю страну? Но я думаю, подобные попытки уже были в 30-х годах прошлого столетия.

Лично я оцениваю это “экономическое чудо” как обман государства и народа. Так как затраты на производство продукции “подневольными” предприятиями покрываются затратами бюджета на содержание УИС. Эти затраты в 2003 г. составили более 45 млрд. руб. — и это помимо того, что УИС на 85% обеспечивает самое себя (судя по заметке).

Ну а бюджет страны — это и наши с вами деньги, которые мы платим в виде налогов. Так, может быть, найдется в правительстве экономист, который своими расчетами покажет министру юстиции Чайке, что переговоры надо вести не об освобождении “подневольных” предприятий УИС от налогов на производство (тем более что в условиях рынка все предприятия, независимо от их форм собственности, должны иметь одинаковые условия хозяйствования), а об освобождении системы от производств, которые непосредственно не предназначены для обеспечения жизнедеятельности учреждений УИС. И возможно, тогда в системе будет ликвидирована эксплуатация человека человеком, а осужденные будут действительно отбывать наказания в виде лишения свободы, а не использоваться в качестве дармовой рабсилы для выпуска продукции для благоденствия УИС. Ну а народ, который налогами финансирует систему, получит в собственность предприятия, на которых будет выпускаться продукция с экономически обоснованной ценой...

С уважением к автору и редакции “МК”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру