Знакомый финал

20 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 383

Миром завершилась четвертая партия матча Гарри Каспарова с виртуальной программой “Фриц”, вничью — 2:2 — закончился и сам матч.

В последней партии был разыгран ферзевый гамбит, и Каспаров всерьез задумался лишь один раз, когда мог отдать ферзя за ладью, слона и пешку, получая богатые перспективы. Но Гарри предпочел глобальные упрощения. Хотя часы были остановлены на 27-м ходу, выключить компьютер можно было ходов на 10 раньше. Повторился финал матчей Крамника и Каспарова с роботами, когда в решающих встречах оба они отказались от риска. Как остроумно заметил гроссмейстер Сергей Шипов, в подобных матчах последние партии следует запретить.

Итак, в этой короткой виртуальной схватке в одной партии тактический удар “зевнул” Человек, в другой беспомощность проявила Машина, еще две пришли к мирному исходу без приключений. Матч скорее напоминал веселое шоу, чем спортивное состязание. Как мы знаем, его провела фирма “Х3D”, специализирующаяся на преобразовании предметов на экране в трехмерное изображение. Для человека, надевающего специальные черные очки, виртуальная доска представляется как абсолютно реальная. Хотя перед Каспаровым находился монитор, доску он видел в пространстве, она парила у него перед глазами. Хорошая реклама для американской компании, но и для шахмат неплохо: в течение недели все информационные программы начинались с сообщения об этом матче. Даже поединки за шахматную корону редко удостаиваются такой чести. Ради этого Каспаров согласился на относительно скромный приз в 175 тысяч долларов (в случае победы он получал на 25 тысяч больше, но зато в случае поражения — на столько же меньше).

Какие можно сделать выводы? Уже давно ясно, что сильнейшие роботы на равных сражаются с сильнейшими гроссмейстерами, чемпионами мира: после пяти таких матчей, сыгранных с классическим контролем времени в течение восьми лет, полностью сохраняется статус-кво. В 1996-м Каспаров обыграл “Дип Блю”, в 1997-м компьютер взял у него реванш. Мирно завершился матч Крамника с “Фрицем” в конце 2002-го, а затем и обе встречи Каспарова в 2003-м: в начале этого года с “Юниором”, а теперь — с тем же “Фрицем”.

Компьютеры не все понимают, но зато считают варианты как сумасшедшие и никогда не “зевают”. Хотя, конечно, шахматные короли при серьезной подготовке и, главное, удаче еще в состоянии одолеть электронных соперников.




Партнеры