Страховка не для самых бедных

20 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 141

Между первой и второй промежуток небольшой. Так можно о многом сказать, но только не о законах, которые рассматриваются в Госдуме. После принятия в первом чтении законопроекта о страховании банковских вкладов показалось, что самое страшное позади. Наконец-то хоть кто-то поручится за сохранность наших сбережений. Однако ко второму чтению вскрылось столько проблем, что они едва не отложили в долгий ящик саму идею страхования.


Уже несколько лет благородная идея равенства всех банков от мала до велика утыкается в проблему вкладчиков Сбербанка. Граждане, которые хранят там деньги, имеют 100-процентную госгарантию, а остальные до сих пор рассчитывают разве что на совесть банкира. Только месяц назад Дума решила развести этих людей и согласилась с предложениями правительства продлить действие госгарантий до 1 января 2007 года. Но неожиданно на первое место вышла совершенно другая идея: прежняя система сохранится лишь для существующих на момент принятия закона вкладчиков. А все новые будут страховаться на равных с другими банками. Что, наверное, логично. В теории.

Однако на практике все не так складно. Вместо 2007 года россиянам придется забыть о понятии “госгарантия” значительно раньше. Уже в 2004 году. Дело в том, что на сегодняшний день в Сбербанке практически нет вкладов длительностью более двух лет. Как утверждают эксперты, их не более 2%. Основная же масса сбережений хранится более короткие сроки — от 3 до 6 месяцев. То есть вступи этот закон в действие, скажем, в январе — к лету государство снимет с себя всякую ответственность за сохранность наших вкладов. И спокойненько умоет руки. А там хоть трава не расти: можно и новый дефолт устраивать, если цены на нефть упадут. Впрочем, как утверждает один из разработчиков этого закона — зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, проблема госгарантий скорее не экономическая, а моральная. В реальной жизни гражданин не понимает, что такое поддержка государства. И как поведут себя власти в случае очередного кризиса. Можно, конечно, надеяться, что самый крупный в стране банк в обиду не дадут. Однако насчет его вкладчиков такой уверенности почему-то нет.

Радует только одно. После принятия специальной поправки в случае банкротства банка гражданин сможет получить 100% с суммы вклада до 100 тыс. рублей (более 3 тысяч долларов). Хотя раньше говорилось о сумме в 5 (!) раз меньшей — всего 20 тыс. Так что в случае чего большинство вкладчиков сумеет безболезненно “вынуть” свои деньги. Зато более обеспеченным гражданам придется самостоятельно подстраховать свои капиталы: самое банальное — разложить их по разным банкам. Причем не важно каким — страховка будет одинаковой для всех.

Есть и другие новшества. К примеру, отчисления коммерческих банков в страховой фонд снизятся с 0,15% до 0,05%, но только после того, “как система страхования вкладов накопит более 5% от совокупного объема сбережений россиян”. А при достижении 10-процентного потолка отчисления и вовсе прекратятся. После этого содержание страховой системы будет менее обременительным для банков и их клиентов. Кроме того, деньги вкладчиков Сбербанка не будут смешиваться со “взносами” других банков, пока его доля на рынке частных вкладов не снизится до 50%. Но не позднее 1 января 2009 года. Это дополнительная страховка для клиентов крупнейшего банка страны.

И все же с законом о страховании вкладов будет намного лучше, чем без него. Об этом вчера говорили и сами депутаты. Хотя некоторым из них почему-то показалось, что закон о гарантиях гораздо серьезнее самой проблемы. По их мнению, он затевает новую реформу банковской системы. В результате которой в стране вместо тысячи останется два десятка банков, сумеющих выдержать новую проверку ЦБ по допуску в систему гарантирования. Со всеми вытекающими из ситуации последствиями. Однако разработчики документа уверены, что сии подозрения излишни. Вероятно, “тест на вшивость” сумеют выдержать далеко не все банки. Зато страховка будет надежней.




Партнеры