Страховка не для самых бедных

20.11.2003 в 00:00, просмотров: 214

Между первой и второй промежуток небольшой. Так можно о многом сказать, но только не о законах, которые рассматриваются в Госдуме. После принятия в первом чтении законопроекта о страховании банковских вкладов показалось, что самое страшное позади. Наконец-то хоть кто-то поручится за сохранность наших сбережений. Однако ко второму чтению вскрылось столько проблем, что они едва не отложили в долгий ящик саму идею страхования.


Уже несколько лет благородная идея равенства всех банков от мала до велика утыкается в проблему вкладчиков Сбербанка. Граждане, которые хранят там деньги, имеют 100-процентную госгарантию, а остальные до сих пор рассчитывают разве что на совесть банкира. Только месяц назад Дума решила развести этих людей и согласилась с предложениями правительства продлить действие госгарантий до 1 января 2007 года. Но неожиданно на первое место вышла совершенно другая идея: прежняя система сохранится лишь для существующих на момент принятия закона вкладчиков. А все новые будут страховаться на равных с другими банками. Что, наверное, логично. В теории.

Однако на практике все не так складно. Вместо 2007 года россиянам придется забыть о понятии “госгарантия” значительно раньше. Уже в 2004 году. Дело в том, что на сегодняшний день в Сбербанке практически нет вкладов длительностью более двух лет. Как утверждают эксперты, их не более 2%. Основная же масса сбережений хранится более короткие сроки — от 3 до 6 месяцев. То есть вступи этот закон в действие, скажем, в январе — к лету государство снимет с себя всякую ответственность за сохранность наших вкладов. И спокойненько умоет руки. А там хоть трава не расти: можно и новый дефолт устраивать, если цены на нефть упадут. Впрочем, как утверждает один из разработчиков этого закона — зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, проблема госгарантий скорее не экономическая, а моральная. В реальной жизни гражданин не понимает, что такое поддержка государства. И как поведут себя власти в случае очередного кризиса. Можно, конечно, надеяться, что самый крупный в стране банк в обиду не дадут. Однако насчет его вкладчиков такой уверенности почему-то нет.

Радует только одно. После принятия специальной поправки в случае банкротства банка гражданин сможет получить 100% с суммы вклада до 100 тыс. рублей (более 3 тысяч долларов). Хотя раньше говорилось о сумме в 5 (!) раз меньшей — всего 20 тыс. Так что в случае чего большинство вкладчиков сумеет безболезненно “вынуть” свои деньги. Зато более обеспеченным гражданам придется самостоятельно подстраховать свои капиталы: самое банальное — разложить их по разным банкам. Причем не важно каким — страховка будет одинаковой для всех.

Есть и другие новшества. К примеру, отчисления коммерческих банков в страховой фонд снизятся с 0,15% до 0,05%, но только после того, “как система страхования вкладов накопит более 5% от совокупного объема сбережений россиян”. А при достижении 10-процентного потолка отчисления и вовсе прекратятся. После этого содержание страховой системы будет менее обременительным для банков и их клиентов. Кроме того, деньги вкладчиков Сбербанка не будут смешиваться со “взносами” других банков, пока его доля на рынке частных вкладов не снизится до 50%. Но не позднее 1 января 2009 года. Это дополнительная страховка для клиентов крупнейшего банка страны.

И все же с законом о страховании вкладов будет намного лучше, чем без него. Об этом вчера говорили и сами депутаты. Хотя некоторым из них почему-то показалось, что закон о гарантиях гораздо серьезнее самой проблемы. По их мнению, он затевает новую реформу банковской системы. В результате которой в стране вместо тысячи останется два десятка банков, сумеющих выдержать новую проверку ЦБ по допуску в систему гарантирования. Со всеми вытекающими из ситуации последствиями. Однако разработчики документа уверены, что сии подозрения излишни. Вероятно, “тест на вшивость” сумеют выдержать далеко не все банки. Зато страховка будет надежней.