Дорогой мой юбиляр

Алексею Баталову не нужны характеристики, не нужны лишние слова рядом с его именем. Он — Актер. Количество фильмов, в которых он снялся, вроде невелико: всего 32. Но образ, который он создал на экране, уникален. А его простая, максимально приближенная к жизни игра выражала мечты и стремления не одного поколения.

Сегодня Алексею Баталову исполняется 75 лет. Он предпочел всем шумным торжествам поездку с семьей во Францию, организованную Валентиной Терешковой. “МК” не так давно публиковал большое интервью Алексея Владимировича нашей газете, и сегодня мы решили поздравить актера, вспомнив вместе с его товарищами о лучших фильмах, в которых он снялся.

Впервые появившись на экране в главной роли в фильме “Большая семья” Иосифа Хейфица, Алексей Баталов стал настоящим символом кинематографа “оттепели”. Страна после войны обрела в нем нового героя, который в отличие от героев прежних лет ничего заведомо героического не совершал — просто жил на свете, мучился, как все. Как все, только чуть-чуть иначе — потому что кино. А кино в 60-е было не лишено наивного, но все-таки прекрасного пафоса, где осуждалось все плохое и утверждалось (но не превозносилось) все хорошее в человеке.

Такого героя Баталов сыграл в картинах “Дело Румянцева” и “Дорогой мой человек” того же Хейфица, в эпохальной ленте Михаила Калатозова “Летят журавли” и в фильме Михаила Ромма “Девять дней одного года”.

Вспоминает Геннадий Юхтин, партнер Баталова по картине “Дело Румянцева”:

— Хейфиц очень бережно относился к Алексею, они были как отец и сын — меня очень удивил такой творческий контакт.

— Вы много общались?

— Достаточно. Он, хотя постарше и получил союзную известность благодаря картине “Большая семья”, очень по-доброму ко мне отнесся. Он вообще принимал живое участие в формировании нашей “шоферской бригады”.

Но после “Дела Румянцева” мы долго-долго не виделись, а встретились спустя 20 лет, когда Баталов возглавил актерскую секцию Союза кинематографистов. Он пытался на этом посту изменить отношение к молодым актерам, и вместе мы взялись за немыслимое: изменить систему оплаты актерского труда. Мы провели исследование, и его результаты Баталов отправил в высшие инстанции, что в те времена было чуть ли не гражданским поступком — ведь говорить о деньгах тогда не считалось нормальным. Но после того, как он ушел с поста, мы перестали видеться. Если встречаемся — раскланиваемся.

— Ему, наверное, многие завидовали?

— Да, в основном актеры старшего поколения. Во времена войны они были героями киноэкранов и любое соперничество воспринимали в штыки. Появление Баталова ознаменовало новую эпоху в кино, новый стиль актерской игры. До него даже пионеров могли играть 30-летние актеры. Когда пришел Баталов, кино как раз стало приближаться к подлинности, к жизненности. Он внес свой стиль игры — он прост, как никто, он старался не показывать конфликт внешне, а прорабатывать его внутри. И то, что он делал, было очень необычно. Многие ворчали, говорили, что ему напрасно дают премии, мол, не за что. Но все это дела мирские. А художник он — большой. Многие вообще подражали Баталову, а я, помню, все время старался, как бы ничего лишнего не наиграть. Баталов — один из моих кумиров.

Картина “Дело Румянцева” получила приз на кинофестивале в Карловых Варах и стала лидером советского проката. Так же, как и следующая лента Хейфица, в которой сыграл Баталов, — “Дорогой мой человек”. Здесь вместе с Баталовым снялась выдающаяся актриса

Инна Макарова.

Инна Макарова — о Баталове:

— С Алешей у меня всегда хорошие отношения. Мне было легко с ним работать. А с Хейфицем они порой спорили. Баталов уже тогда, наверное, хотел быть режиссером (через год он им станет, поставив на “Ленфильме” “Шинель”, а позже “Трех толстяков”. — К.Ш.) и все время давал какие-то советы. А Хейфиц ему отвечал: “Вот будете снимать свой фильм — сделаете по-своему”.

— Вы много общались вне съемок?

— Много вместе выезжали: за границу, по стране — на встречи со зрителями... Он очень любил дорожную, творческую атмосферу общения — не застолья. Однажды мы ехали в Калининград, и он почему-то предложил всем рассказать свою историю — о любви...

— Вы давно виделись последний раз?

— Я была у него на 70-летии во ВГИКе (Баталов — профессор ВГИКа, декан актерского факультета. — К.Ш.) и подарила ему свою книжку. А нынешней весной обо мне делали передачу на украинском телевидении, и ее авторы попросили выступить Баталова. Он согласился и сказал очень много хороших слов обо мне. Мы хорошо относимся друг к друг — а разве может быть иначе? Это один из лучших моих партнеров, и я счастлива, что у меня был такой партнер.

Баталов неоднократно становился лучшим актером года, его премировали и награждали титулами. Плавно перейдя из 60-х в 80-е, он стал своего рода символом настоящего мужчины: образ Гоши в картине “Москва слезам не верит” покорил сердца всех советских женщин.

О своей встрече с Баталовым рассказывает Вера Алентова:

— Слава такого знаменитого актера, как Алексей Баталов, всегда идет впереди него. Он был очень популярен, и я, учась еще в школе, смотрела картины с его участием: “Дело Румянцева”, “Дама с собачкой”... И вот когда ты вдруг узнаешь, что твоим партнером будет такой знаменитый актер, а я тогда еще почти не снималась в кино, только играла в театре... При таком отношении всегда есть опасность, что прекрасный миф разрушится при ближайшем рассмотрении. С Баталовым ничего такого не произошло.

Что касается дружбы... Он — закрытый человек, и я — закрытый человек. Да потом, во время съемок было не до общения. А после съемок людей чаще всего разводит время. Да, мы с мужем (Владимиром Меньшовым, режиссером фильма “Москва слезам не верит” и др. — К.Ш.) были в гостях у Баталовых, и теперь, когда встречаемся, всегда рады видеть друг друга. У нас просто теплые отношения.

— Баталов, как известно, хороший рассказчик...

— Один раз я слушала его, он рассказывал мне и Наташе Вавиловой об Анне Ахматовой. Это было очень интересно. А потом, уже после съемок, был день рождения Владимира Меньшова, и Баталов говорил о нем, и меня поразило его умение подметить в человеке те качества, которые другому были бы незаметны.

— А как вы оцениваете его актерскую игру?

— Вы знаете, он произвел на меня впечатление большого профессионала. Обычно в коротких промежутках между съемками, когда, например, выставляют свет, поправляют камеру, актеры расслабляются, общаются друг с другом. И после того, как прозвучит команда “Мотор!”, им еще нужны какие-то мгновения для того, чтобы вернуться в образ. Не то с Баталовым. Он, как кошка, которая всегда настороже и караулит мышь, был готов уже за секунду до того, как прокричали “Мотор!”, преображаясь из Алексея Владимировича в Гошу. И это разительно отличало его от всех остальных.


Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру