Психоз №1

21 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 121

“Психоз” из Варшавы, который представлял фестиваль NET, и “Мерси, или Похождение Шипова” из Легница, привезенный Театром Наций. И тот и другой доказали, что “еще Польска не сгинела” (то есть не пропала).

Покончившая с собой молодая англичанка Сара Кейн оставила драматургическое наследие, которое благополучно путешествует по мировым сценическим площадкам. Впрочем, в данном случае “благополучие” совершенно лишнее слово. Даже Москва, жестокая и агрессивная, со своим богатым набором психов и суицидников, вздрогнула от продукции театра “Розмайтошчи”. Режиссер Гжегож Яжина отменил бегущую строку — без перевода и так все было ясно.

Его “Психоз” был коротким и выразительным, как выстрел между шестью раковинами и одним унитазом. Он, по сути, свелся к монологу героини, хотя на сцене ее сопровождают несколько спутников — девушка, которую она любила, мать и она сама, но в раннем детстве. Мужской голос отсчитывает: 72, 66, 41, 22... И эта голосовая деталь, с одной стороны, жестко организует действие, отбивая одну мизансцену от другой, с другой — эмоционально действует на зрителя. Она, как нить к страшному финалу, которого никто не скрывает с самого начала.

Очень хорошая актерская игра (Магдалена Челецка) поддержана изумительной работой художника по свету, и свет вполне справедливо можно считать вторым действующим лицом. Во всяком случае, он выступает в роли острого и холодного инструмента, который безжалостно препарирует такие субстанции, как психоз, беспросветное одиночество, самоубийство. К тому же “Психоз” Яжины может служить примером идеального мастер-класса по максимальному использованию выразительных средств на сцене.



Партнеры