Признает ли нас Европа?

24 ноября 2003 в 00:00, просмотров: 132

В новом веке, веке технологий и информации, будущее России зависит не от цен на энергоносители, а от уровня образования ее граждан. Удастся ли существующей политической элите сформировать в стране такое положение, при котором российские выпускники вузов станут цениться на вес золота у нас и за рубежом? Комитет Государственной думы по образованию и науке на прошлой неделе предложил проект закона "Об университетах". По мнению депутатов, этот документ должен ознаменовать начало реформы высшего образования.

До сих пор в России нет высшего законодательного акта (федерального закона), регламентирующего университетскую деятельность. Сами университеты лицензируются как образовательные учреждения, но не имеют лицензии на право заниматься научной деятельностью. Дипломы доцентов и профессоров, кандидатские и докторские звания выдаются сейчас Высшей аттестационной комиссией, которая превращается в поле борьбы разных научных школ. Для сравнения: в большинстве европейских стран право присваивать ученые степени принадлежит университетам, в которых ведут свою деятельность научные работники.
Есть и другие проблемы. Наиболее значимые из них заключаются в нехватке денег и отсутствии в университетах тесного взаимодействия с научными институтами. Первое вызывает потребность в сдаче в аренду производственных площадей вузов и набор платных студентов. Следствие - профанация образовательного процесса. Второе влечет незаинтересованность студентов в том, чтобы после получения диплома заниматься исследованиями. В результате на смену уходящему поколению ученых, на смену тем, кто уехал за рубеж, приходить попросту некому.
Исправить эту ситуацию намерен думский Комитет по образованию и науке при поддержке депутатов фракции "Яблоко". 14 октября на рассмотрение Думы вынесен законопроект "Об университетах». Еще через два дня состоялась встреча инициаторов проекта с ректорами российских вузов, на которой текст закона был предложен последним на обсуждение и в целом получил их одобрение. По крайней мере, в самом подходе к ситуации в университетах.
Собственно, этот документ разрабатывается уже два года в тесном сотрудничестве с представителями высшего образования страны, в первую очередь, Санкт-Петербургского университета. Его основной принцип можно свести к следующему заключению: будущее страны зависит от того, насколько современное образование будет связано с современной наукой.
Рассматривая проект "университетского" федерального закона более подробно, можно выделить пять ведущих положений. Во-первых, речь идет о том, чтобы закрепить за вузами право и ответственность за ведение научной деятельности. Если высшие учебные заведения получат право именоваться организациями, ведущими научно-исследовательскую деятельность, они в том числе получат и право на бюджетное финансирование с этими целями. Таков один из правомерных, по мнению народных избранников, путь к решению финансового вопроса. Кроме того, таков способ подвести студентов и преподавателей к необходимости в течение всего образовательного процесса заниматься наукой. Ожидается, что следствием сего станет адекватность выпускаемых "на волю" молодых научных кадров.
Следующий принцип законопроекта - "предоставление университетам реальной автономии" и "повышение ответственности за результаты деятельности через механизмы конкуренции на рынке образовательных услуг". Это означает передачу ученым советам права на аттестацию своих кадров, присвоение ученых степеней и выдачу дипломов конкретного вуза, а не общего государственного образца. С этим связано и еще одно положение проекта, говорящее о демократических принципах управления университетами через выборность его представителей. Только так, уверены авторы документа, можно добиться открытости вуза и снижения коррупции на всех уровнях вузовской власти. В свою очередь, система, открытая общественности и ориентированная на взаимодействие с научными институтами, позволит реализовать четвертую цель законопроекта - "воспроизводство и сохранение интеллектуального потенциала общества".
Наконец, еще одна цель, которую ставят перед собой создатели законопроекта, заключается "в преодолении изоляционистских тенденций в отечественном высшем образовании". Речь идет об интеграции России в европейское образовательное сообщество. В июне этого года по инициативе думского Комитета по образованию и науке и "яблочников" нижняя палата парламента направила обращение к главе правительства М.Касьянову о необходимости подписания Россией Болонской конвенции по высшему образованию. Результатом этого обращения стало принятое 19 сентября 2003 года решение о включении нашей страны в объединение европейских государств по созданию единого образовательного пространства. Текст решения отражен в коммюнике по результатам проходившей в середине сентября конференции министров образования европейских стран в Берлине. Теперь под "Декларацией о Европейском пространстве для высшего образования" стоят подписи 40 министров соответствующего профиля, а на следующей конференции - в мае 2005 года - Россия будет участвовать в качестве полноправного партнера.
Болонская конвенция
Болонский клуб, организованный два года назад, предполагает создание к 2010 году единой европейской зоны, предполагающей взаимное признание дипломов вузов и практику других общих стандартов в области высшего образования. Цель клуба - принятие единой двухступенчатой (бакалавр и магистр) системы высшего образования, общей системы зачетных единиц и единых критериев оценки качества преподавания и образования. Декларация была подписана в 1999 году. До сентября 2003 года в Болонский клуб входило 33 страны: почти все западноевропейские государства, Турция, Кипр, Мальта, Латвия, Литва и Эстония. Вместе с Россией конвенцию подписали Андорра, Босния и Герцеговина, Албания, Сирия, Черногория, Македония и Ватикан.
Экспертное мнение
Депутат Госдумы от фракции «Яблоко» Игорь Артемьев, один из авторов законопроекта, отмечает, что в законопроект "закладывали положения, которые должны кардинально изменить жизнь российских университетов".
Объясняя, в чем будет состоять это изменение, он сказал, что университеты "должны получить автономию, право самостоятельно распоряжаться своим имуществом, получить систему выборов руководства университета и назначать на конкурсной основе преподавателей".
Важнейшим шагом к таким преобразованиям (и, по сути, к реформе российского высшего образования) остается выполнение условий Болонской конвенции, считает депутат. "Эти требования нужны нам самим", - добавляет он. Среди них, кстати, создание внутрироссийской системы контроля качества образования. Игорь Артемьев считает, что контролирующим инструментом должны стать федеральные инспекции и унификация госэкзаменов.
По его словам, в нынешнем виде законопроект не требует никаких специальных бюджетных затрат. "Мы же понимаем, что законопроект, требующий финансовых вложений, непременно упрется в Минфин". Поэтому введение многих статей будущего закона отложено на несколько лет, чтобы как-то свести необходимые затраты к минимуму. "Однако если законопроект будет принят, мы сядем за его доработку вместе с финансовым ведомством", я добавляет Артемьев. На деле, по его словам, порядок общего объема вложений можно оценить как десятки миллиардов рублей. - Но это нужно делать. Не потому, что есть такой законопроект, а потому, что нужно спасать систему образования".
Председатель Комитета ГД по образованию и науке Александр Шишлов отмечает, что проект ФЗ «Об университетах» пока остается лишь законодательной инициативой: «16 октября мы представили ректорам российских вузов сам текст документа. Тем самым мы намерены стимулировать дискуссию о путях развития высшей школы". По словам предком по образованию, "закон вызвал живой интерес у ректоров". В частности, выразил свое одобрение ректор МГУ, президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий, заявив, что сделано "великое дело, и мы будем внимательно изучать закон, все это необходимо обсуждать". Таково резюме представителей университетов на новоявленный документ. Но немаловажно уже и то, что вопрос о структурной реформе образования поднят и сформулирован в официальном виде. А далее остается работать над ним и надеяться на успех. На успех образования в России.


Партнеры