Учиться станет лучше, учиться станет веселей

15 декабря 2003 в 00:00, просмотров: 347

В Министерстве образования РФ рассмотрели концепцию Федеральной программы развития образования на 2006—2010 годы. Главная идея программы — новый экономический подход к обучению подрастающего поколения.

Если раньше государство содержало детсады, школы, колледжи, университеты, то теперь они должны сами зарабатывать деньги. Изменения коснутся всех уровней образования — от дошкольного до послевузовского.

Детсады. “Долевое финансирование дошкольного образования” — записано в проекте программы. Это значит, что родителям придется раскошелиться на содержание детишек в детских садах. За пребывание ребенка в дошкольном учреждении платят и сейчас, но в большинстве случаев весьма умеренно. Теперь же предстоит выкладывать из кошелька значительно большую сумму.

Школа. С 2005 года все российские выпускники будут сдавать Единый государственный экзамен. Государство решило: доверяй, но проверяй. Проверять будут качество знаний, которое учителя дают школьникам. Просто так сеять “разумное, доброе, вечное” не разрешат — за качество обучения придется отвечать. Первые несколько лет с педагогов будут спрашивать не слишком строго, но затем отечественные альма-матер “поставят на учет”: заведут реестр, куда внесут каждого учителя и каждый предмет. Если выяснится, что в какой-то школе в течение нескольких лет выпускники “проваливаются” по химии, физике или русскому языку (набирают на ЕГЭ слишком низкие баллы), то в министерстве сделают соответствующий вывод: не слишком квалифицированным или неумелым учителям предложат либо срочно пройти повышение квалификации, либо перейти на другую работу.

Чтобы поднять качество образования, во всех старших классах введут профильное обучение. “Физиков” отделят от “лириков”. Первых станут натаскивать на точные и естественные науки, вторых — на гуманитарные предметы. Для особо одаренных организуют предметные олимпиады (как региональные, так и всероссийские), и по их результатам юных Ломоносовых будут принимать в университеты и академии без экзаменов.

Чтобы стимулировать школьное обучение, предлагается перейти к нормативному подушевому финансированию. Это значит, что государство за каждого ученика будет перечислять школе энную сумму денег, а родители получат право сами выбирать то учебное заведение, где их ребенок будет грызть гранит науки. Если в школе “А” качество знаний хорошее, учителя внимательные, а директор разбивается в лепешку, чтобы жизнь школяров стала интереснее и веселей, то ученики повалят в нее валом и принесут с собой кучу денег. Соответственно, жизнь педагогов станет и лучше, и богаче. А в школе “Б”, где злобные Марьивановны детей не любят и хороших знаний не дают, ребят будет мало, и учителя вместо хлеба с маслом получат черствый сухарь.

С 2007 года предлагается вводить Государственные именные финансовые обязательства. ГИФО — это ценная бумага, которая является обязательством государства оплатить часть стоимости обучения в ПТУ, колледже или вузе. Их начнут вручать одиннадцатиклассникам по результатам ЕГЭ. Чем выше набранный балл, тем выше категория ГИФО. Финансовые обязательства будут пяти категорий, и у каждой — свое финансовое наполнение. В 2002—2003 годах эксперимент с ГИФО уже прошел в ряде российских регионов — Марий Эл, Чувашии и Саха-Якутии. Первая категория “потянула” на 14 500 рублей, вторая — на 5000, третья — на 3900, четвертая — на 2800, а пятая — всего на 1200. Денег за первую и вторую хватило, чтобы выпускник смог бесплатно учиться в среднем по стоимости вузе. Если одиннадцатиклассники получали третью категорию и ниже — то за обучение им пришлось доплатить. Сумма доплаты зависела от стоимости полученного ГИФО и “крутизны” выбранного вуза.

Все эти новшества коснутся в основном городских школ, причем расположенных в крупных промышленных центрах, Москве и С.-Петербурге. Для ребят из сельских учебных заведений все пока останется по-старому. В сельских классах, где учатся по 5—6 (а то и меньше) человек, трудно ввести профильное обучение, а знания провинциалов, как правило, намного хуже их городских сверстников. Поэтому, прежде чем переводить сельские учебные заведения в новые экономические условия, предлагается серьезно пересмотреть саму систему образования на селе. Мелкие школы скорее всего ликвидируют, а ребят из соседних деревень станут свозить на автобусах в достаточно крупные учебные центры, где уровень подготовки выше.

Вузы. Все отечественные университеты и академии переведут на государственный заказ по подготовке специалистов. Проще говоря, уже не будет массового производства никому не нужных инженеров и техников, вместо них станут выпускать штучный товар. Соответственно, повысится и качество образования, и ответственность студентов за учебу. Если студент получает бюджетное (бесплатное) образование, то после окончания вуза его могут направить работать по государственному распределению. Не хочешь служить своей стране — заплати за знания. Все справедливо. Тем ребятам, кто захочет иметь свободу выбора, будут предоставлять образовательные кредиты. Проценты по ним, по-видимому, будут небольшими, что позволит существенно повысить доступность обучения.

На самые дефицитные профессии (сельский учитель, врач, агроном) будут принимать на основе договора. Абитуриент получит от государства образовательную субсидию, но потом в обязательном порядке отработает за нее несколько лет на селе. То есть бюджетное образование останется бесплатным только для учащихся, государству же оно обойдется в некую сумму, за которую страна “купит” себе нужного специалиста.

При обсуждении программы было отмечено, что российское высшее образование должно соответствовать международным и прежде всего европейским стандартам. Вступление России в Болонский клуб предполагает, что дипломы отечественных вузов станут равнозначны дипломам европейских университетов, и российские выпускники смогут на равных конкурировать с европейцами. Но для этого предстоит перестроить все обучение в высшей школе — ввести систему зачетных единиц, двухуровневые (бакалавр-магистр) дипломы и т.д. Дело это долгое и сложное, и завершится процесс лишь к 2010 году.

Реализации намеченных новшеств, как ожидается, существенно поможет демографический фактор. Начиная с 2007 года произойдет резкое сокращение российских учащихся — и школьников, и студентов. Это, по мнению специалистов, позволит перейти от экстенсивного развития образования к интенсивному. Проще говоря, учить станут более углубленно и качественно.

Федеральная программа развития образования на 2006-2010 год должна быть принята федеральным законом в начале 2005 года.



    Партнеры